Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цель урока: Знакомство учащихся с внутренним устройством буддийского храма, традициями, поведения в нем, помочь осознать взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Образовательная: узнать о назначении и устройстве буддийского храма, раскрыть понятие “Храм – дом Божий”, рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий культуры религий.

Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, инсценирование притчи, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

Религия.

Мировые религии.

Храм.

Будда.

Пагода.

Ступа.

Оборудование и материалы к уроку: ноутбук, презентация, учебник “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, иллюстрации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Учитель здоровается.

– Проверим готовность к уроку.
– Улыбнитесь друг другу.

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

Вы, конечно, слышали, слова – церковь, мечеть, иудаизм, Будда, мусульманин, Православие?

– С чем связаны эти слова?

(Все эти слова тесно связаны с верой в Бога.)

Ученики слушают и обдумывают ответ на вопрос.

Религия – вера в Бога.

– В нашей многонациональной стране исповедуются разные религии.
– Как вы понимаете слово “религия”?
– Какие религии называются мировыми? Почему?

Буддизм, христианство, ислам, иудаизм. Большинство людей в мире исповедуют эти религии.

3. Опрос домашнего задания. (Православный храм.).

Ответы учеников.

– Назовите самую распространенную религию в мире и в нашей стране, которой более тысячи лет.

– Православие.

– Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили?
– Что такое храм?
– Для чего люди строят храмы?

(Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может молиться, раскаиваться в своих грехах и просить о заступничестве.)

– Чем отличается храм от церкви и собора?

(Храм – от древнерусского слова “хоромы”, т.е. большой дом.
Церковь – означающее “дом Господа”, небольшой храм. Если куполов меньше трех, то это значит церковь.
Собор – русское слово, происходящее от слова “собираться”. Собор – большой храм, где собирается много людей.)

– Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог.

– Чего много в православном храме?
– Что символизирует церковная свеча?

– Свечей, икон.
Свеча символизирует любовь верующего к Богу.

4. Постановка темы и целей.

Ребята, откройте учебники на стр.79 и Леонова Арина прочтет нам историю о мальчике.

– О ком прочитала Арина?
– О какой религии идет в рассказе речь?
– Назовите тему урока.

Ученики следят за чтением, внимательно слушают.

– О Будде.
– О буддийской религии.

– Что же необычного произошло в семье царя Суддходаны во время рождения сына? Найдите и прочитайте в учебнике.

В момент рождения с неба падали цветы, лилась прекрасная музыка, а вокруг было необычайное сияние.

– В мире ежедневно рождаются тысячи детей и ничего сверхъестественного не происходит.
– Почему же все это произошло в семье царя Суддходаны?

– Потому что родился Будда.

– Кто такой Будда?
– Открыли рабочие тетради по ОРКСЭ, записали дату.
– Прочтите запись на доске, запишите себе в тетради.

По тибетски слово “БУДДА” означает – “тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества”.

– Основатель буддийской религии.

– Почему его называют Просветленным?

Найдите слова в тексте и прочитайте вслух.

– “Впервые он почувствовал полную свободу. Сиддхартха наблюдал восход солнца и смотрел, как тает последняя утренняя звезда. Он стал Буддой – Просветленным. Ему открылись тайны Вселенной и законы человеческой жизни. Эту мудрость Будда старался передать людям.

Буддизм – одна из религий индийского корня. В мире буддистами являются около 500 млн. человек.

Главная его тема – проблема человеческой личности и ее существования.

Формой существования буддизма стала – община монахов, которые читают проповеди.

Проповедь – всякое выражение или описание Учения при помощи слов или образов.

Главное в проповеди – терапевтический эффект.

Таким образом, буддизм представляет как проект исцеления людей.

Цель буддизма – нести добро, здоровье и счастье всем без исключения.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

 

– А теперь прочитайте на листочках о правилах поведения в буддийских храмах.

В буддийский храм нужно заходить с бокового входа, спокойно.

Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор.

Обходить храм по ходу солнца, т.е. слева направо.

При входе в зал надеть бахилы.

Внутри зала можно спокойно посидеть на специальных скамьях.

Не разговаривать громко, нельзя бегать и играть.

Отключить мобильные телефоны, ничего не жевать.

Если вы встретили монаха на территории буддийского храма, рекомендуется приветствовать полупоклоном.

Частью буддийского храмового комплекса может быть пагода – многоступенчатая башня, состоящая из нескольких ярусов – этажей.

Ступа похожа на половину шара, на купол. “Ступа” – что значит “погребальный холм”. Строят из 3 частей – ступенчатого основания, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка– “дворец богов” – для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо.

А теперь наглядно попробуем войти в буддийский храм.

Буддийский храм внутри – это большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, шелковые платки, и фонари.

Ученики внимательно читают, затем по одному ученику читают вслух.

(Листочки лежат на партах.)

А сейчас, инсценирование буддийской притчи: “Будда и его отец”.

Автор: Баркова Анастасия

Будда: Худяков Дмитрий

Отец: Барков Андрей

Ученики внимательно слушают.

– А теперь, выскажите свои мнения, к чему может привести нетерпимость людей друг другу?

Ответы учеников.

– Могут обидеть друг друга, разругаться и больше никогда не увидеться, хотя в душе всегда будут переживать друг за друга.

Подведение итогов

– Какова главная тема сегодняшнего урока?
– Что интересного вы узнали на уроке?
– что вам больше всего понравилось на уроке?

Ответы учеников.

– Буддийский храм.

Рефлексия.

– А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

На партах карточки с предложениями.

Я узнал(а)__________________________

Я хочу узнать _______________________

Я был(а) удивлен тем, что_____________

Я хочу рассказать родителям__________

Для меня храм – это________________

– Обменяйтесь листочками с соседом по парте.
Узнайте его мнение.

По окончании работы карточки сдаются.

Домашнее задание

Приготовить сообщение об исламе; вылепить из пластилина макет любого храма.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев