Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цель: познакомить учащихся с понятиями «крепостное право», «крепостные», «помещики».

Оборудование: сюжетные картинки с изображением крепостных (продажа, наказание, работа крепостных).

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

1. Работа по рисунку-схеме.


– Расскажите, что относится к земледелию.

2. Фронтальный опрос.

– Что считают великим чудом земли? Почему?

– Расскажите, как появился первый хлеб.

– Почему хлеб бывает черным и белым?

III. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

– В Российской Империи жители делились на простолюдинов и знатных. Простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая их часть доставалась знатным и богатым.

Шли годы, императоры сменялись на престоле. Почти все они стремились завоевать новые земли. В армию набирали солдат, которых никто не спрашивал, нужны ли им эти войны и земли. Императоры издавали законы, чиновники следили за их исполнением, но никого не интересовало, нравятся ли эти законы простым горожанам и крестьянам.

Государственная власть в империи не зависела от народа. Император, чиновники и дворяне использовали силы и жизнь людей так, как им этого хотелось. Они могли сделать с крестьянами, живущими на их земле, все что угодно. Крестьянам же запрещалось уходить от своих хозяев-дворян. От рождения до смерти они принадлежали дворянину, были прикреплены к его земле. Такие порядки получили название крепостное право. Крестьянин словно бы находился в невидимой, охраняемой государством крепости.

2. Рассказ учителя «Отмена крепостного права».

– С восхождением на российский престол в 1855 году Александра II связано много изменений в жизни страны. В России строились новые железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25. Создавались новые учебные заведения.

И только одно в России оставалось неизменно – крепостное право: полная зависимость крестьян от своих помещиков, подневольный труд крестьян на государственной земле.

Крестьяне не мирились со своим положением, поднимали восстания против помещиков. В начале царствования Александра II таких восстаний стало особенно много.

Царь принимает решение: «Лучше освободить крестьян, …чем ждать, когда они сами начнут освобождать себя…».

19 февраля 1861 года Александр II подписывает документ об освобождении крестьян. Более 50 млн человек избавились от крепостной зависимости. Помещики больше не могли заставить крестьян работать на себя.

Вот за эту важную реформу – отмену крепостного права – Александр II получил имя «освободителя».

Но все же после отмены крепостного права не все крестьяне зажили хорошо. Они, конечно, могли делать то, на что раньше не имели право. Однако после освобождения зажили хорошо только богатые крестьяне. Большинство же их односельчан с трудом могли прокормить свои семьи.

Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики, при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне оказались малоземельными. Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, – в темных избах.

Многие крестьяне переселялись в города, нанимались на работу к хозяевам заводов и фабрик и становились рабочими. Их труд был очень тяжелым, а зарплата маленькой, но для многих это было лучше, чем нищета в деревне.

3. Чтение текста «Тяжелый труд крестьянина».

4. Выполнение заданий в рабочей тетради № 2.

III. Итог урока.

– Что такое крепостное право?

– Кто такие крепостные крестьяне?

Домашнее задание: подготовить пересказ текста.

 

Проверка учебных достижения