Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цель: обобщить знания учащихся о поведении животных.

Оборудование: иллюстрации с изображением взрослых животных и их детенышей.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Игра «Семья».

Задание. Найдите каждому взрослому животному его детенышей и расскажите, как оно заботится о своем потомстве.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

– С незапамятных времен человек накапливал знания о поведении животных. Это помогало ему выжить в трудных условиях, успешно охотиться и спасаться от хищников. Люди не только получали непосредственную выгоду, изучая повадки животных, но и делали наблюдения, которые легли в основу будущих научных знаний. Так, собирая мед диких пчел, человек знакомился с их сложными постройками и сопоставлял с не менее совершенными постройками муравьев и термитов. Охотясь на бобров, наблюдал, как они строят плотины и хатки, и научился применять опыт этих животных в своей хозяйственной деятельности.

Знания о повадках и образе жизни животных пополнялись благодаря развитию скотоводства.

Постепенно выяснилось, что некоторые животные чутко реагируют на изменения погоды, а иногда их предчувствуют. Люди заметили, что ласточки летают низко над землей перед дождем. Ученые установили, что животные наделены особой чувствительностью, которая гораздо выше человеческой: это тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек. У многих животных обнаружились особые, недоступные человеку виды чувствительности: у ящериц – способность воспринимать слабые подземные толчки, признаки близкого землетрясения.

Главное в поведении животных – разнообразные действия, с помощью которых животные реагируют на внешние обстоятельства.

2. Работа по учебнику.

1) Чтение и анализ текста «Поведение животных».

– Что означает слово «поведение»?

2) Комментирование рубрики «Выскажи предположение».

3) Сценки-пантомимы: изобразить, как крадется кошка, вышагивают пингвины.

4) Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир».

3. Сообщения учащихся «Мои наблюдения за поведением животных».

– А вы знаете, что птенцы и детеныши млекопитающих запоминают образ матери в строго определенном возрасте, уже в течение первых часов жизни. Если в этот период утята не увидят утки, а цыплята – курицы, то впоследствии будут их бояться. Матерью могут стать человек или даже заводная игрушка, оказавшиеся рядом в первые часы жизни.

4. Работа по рисунку учебника.

– Рассмотрите рисунки и назовите, какие органы чувств помогают данным животным приспосабливаться к окружающей среде.

5. Выполнение задания в рабочей тетради № 1.

– Объясните правильные высказывания.

IV. Итог урока.

– Что нового из жизни животных вы сегодня узнали?

Домашнее задание: подготовить сообщения на темы (по выбору): «Как животные запасают корм», «Как птицы и звери общаются», «Как птицы и звери защищают потомство».

 

Проверка учебных достижения