Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о культурных растениях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
1. Фронтальный опрос:
– Что такое вегетативный способ размножения?
– Какие части растений используют в жизни растений?
– Какую роль играет размножение в жизни растений?
2. К доске прикреплены таблички с названиями растений, распределенных в три группы: однолетние, двулетние, многолетние. По какому признаку они объединены?
мак ноготки огурец астра |
лук чеснок морковь малина |
тюльпан ландыш брусника лиственница |
однолетние |
двулетние |
многолетние |
растения |
– Растения разделены на группы по продолжительности жизни.
III. Знакомство с новым материалом.
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с культурными растениями. Выясним, как они повлияли на жизнь человека.
С давних времен люди, наблюдая за природой, заметили, как развивается растение, и поняли, что сами могут их выращивать. Наиболее древним культурным растением является пшеница. Ее начали выращивать 10 тысяч лет назад.
Не только пшеницу научились выращивать люди в те давние времена. Они окультурили кукурузу, горох, ячмень, перец, капусту, рис и другие растения. Занятие земледелием побудило первобытных людей расширить площади полей вокруг своих поселений. Вырубая, сжигая деревья и кустарники, они готовили новые земли к посевам. Обогащенная золой почва давала высокий урожай растений.
1. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир…», задание в учебнике.
– Очень редко семена прорастают на одной территории. В различных ситуациях они «путешествуют» с одного материка на другой. С течением времени люди узнают о них и применяют в пищу.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
– Ребята, что делают из пшеницы? (Муку, а из нее пекут хлеб.)
3. Работа с учебником.
– Прочитайте статью.
– Почему хлеб – всему голова?
– Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?
4. Работа с текстом рубрики «Это удивительный мир…».
IV. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: подготовить доклад о культурном растении.