Цель: познакомить учащихся с названиями нашей страны в разные времена, с возникновением слова «Русь».
Оборудование: тесты, таблички с представленными цитатами текста из летописей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Тест.
Задание 1. Дополни схему.
Животное – живое существо
питается
Задание 2. Отметь верные высказывания:
Ё животные растительноядные питаются растениями и их частями;
Ё хищники – животные, которые питаются растениями и другими животными;
Ё всеядные животные питаются растениями, грибами, животными.
Задание 3. Допиши предложения:
Органами дыхания у млекопитающих являются _________________, у рыб – ___________, насекомые дышат с помощью ____________.
Задание 4. Напиши, какое значение имеет кровеносная система для животных.
________________________________________.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Человек в разные исторические времена». Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите.
– Первая тема, с которой мы познакомимся, называется «Наша Родина: от Руси к России».
С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древних крепостей, старинных домов, бывая в музеях, посещая памятники, поставленные в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю своей страны, надо знать, почему она называется Россией и как называлась наша родина раньше.
2. Работа по учебнику в рубрике «Выскажи предположение».
– Какое высказывание кажется вам более убедительным? (Ответы учащихся.)
– Вопрос о том, как произошли названия «Русь» и «Россия», очень давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.
По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен – родиев, россов или русов. Отсюда недалеко и до «Руси», и до «России».
Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия «русский», «русские».
Название «Россия» (как обозначение страны) впервые появляется в документах конца XV века, но до конца XVII века она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины XVI века Россией или Российским царством начали называть все земли, которые тогда вошли в единое государство во главе с Москвой. Позже понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале XVI века обозначало название народности.
– Являются ли слова Родина, Отечество, Отчизна синонимами? Почему?
– Я предлагаю отправиться на машине времени в путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства – от Древней Руси до Российской Федерации.
3. Беседа «Древняя Русь».
– Началом Русского государства считают конец IX века.
– Как называлось наше государство с IX по XIII века?
– Назовите предков русских людей.
– Каких первых русских князей вы знаете?
– Прочитайте высказывание в учебнике. Согласны ли вы с ним?
4. Выполнение заданий в рабочей тетради № 2.
5. Чтение и обсуждение текста в рубрике «Жил на свете человек…».
– Известно очень много литературных источников, из которых мы узнаем об истории государства: о жизни нашей страны, о войнах и победах, о великих и простых, знатных и обыкновенных россиянах, творивших историю своей страны. О том, существовали ли раньше литературные источники, рассказывающие историю страны, мы узнаем из рубрики «Жил на свете человек…».
– Найдите в словаре объяснение слова «монах».
Летопись – запись о событиях по годам (славянское слово «лето» соответствует нашему «год»). Сначала записи были очень краткими. Если на протяжении года – «лета» – ничего не произошло, летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», «В лето… бысть тишина».
Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце XI – начале XII века.
Главный труд Нестора – «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»). Это была не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов.
О содержании своего труда сам Нестор написал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство») (цитаты записаны на доске).
IV. Итог урока.
– На какой странице истории нашего государства мы сегодня «побывали»?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника; выполнить задания в рабочей тетради.