Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цель: познакомить учащихся с названиями нашей страны в разные времена, с возникновением слова «Русь».

Оборудование: тесты, таблички с представленными цитатами текста из летописей.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Тест.

Задание 1. Дополни схему.


Животное – живое существо



питается


Задание 2. Отметь верные высказывания:

Ё животные растительноядные питаются растениями и их частями;

Ё хищники – животные, которые питаются растениями и другими животными;

Ё всеядные животные питаются растениями, грибами, животными.

Задание 3. Допиши предложения:

Органами дыхания у млекопитающих являются _________________, у рыб – ___________, насекомые дышат с помощью ____________.

Задание 4. Напиши, какое значение имеет кровеносная система для животных.

________________________________________.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Человек в разные исторические времена». Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите.

– Первая тема, с которой мы познакомимся, называется «Наша Родина: от Руси к России».

С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древних крепостей, старинных домов, бывая в музеях, посещая памятники, поставленные в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю своей страны, надо знать, почему она называется Россией и как называлась наша родина раньше.

2. Работа по учебнику в рубрике «Выскажи предположение».

– Какое высказывание кажется вам более убедительным? (Ответы учащихся.)

– Вопрос о том, как произошли названия «Русь» и «Россия», очень давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.

По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен – родиев, россов или русов. Отсюда недалеко и до «Руси», и до «России».

Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия «русский», «русские».

Название «Россия» (как обозначение страны) впервые появляется в документах конца XV века, но до конца XVII века она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины XVI века Россией или Российским царством начали называть все земли, которые тогда вошли в единое государство во главе с Москвой. Позже понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале XVI века обозначало название народности.

– Являются ли слова Родина, Отечество, Отчизна синонимами? Почему?

– Я предлагаю отправиться на машине времени в путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства – от Древней Руси до Российской Федерации.

3. Беседа «Древняя Русь».

– Началом Русского государства считают конец IX века.

– Как называлось наше государство с IX по XIII века?

– Назовите предков русских людей.

– Каких первых русских князей вы знаете?

– Прочитайте высказывание в учебнике. Согласны ли вы с ним?

4. Выполнение заданий в рабочей тетради № 2.

5. Чтение и обсуждение текста в рубрике «Жил на свете человек…».

– Известно очень много литературных источников, из которых мы узнаем об истории государства: о жизни нашей страны, о войнах и победах, о великих и простых, знатных и обыкновенных россиянах, творивших историю своей страны. О том, существовали ли раньше литературные источники, рассказывающие историю страны, мы узнаем из рубрики «Жил на свете человек…».

– Найдите в словаре объяснение слова «монах».

Летопись – запись о событиях по годам (славянское слово «лето» соответствует нашему «год»). Сначала записи были очень краткими. Если на протяжении года – «лета» – ничего не произошло, летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», «В лето… бысть тишина».

Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце XI – начале XII века.

Главный труд Нестора – «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»). Это была не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов.

О содержании своего труда сам Нестор написал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство») (цитаты записаны на доске).

IV. Итог урока.

– На какой странице истории нашего государства мы сегодня «побывали»?

Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника; выполнить задания в рабочей тетради.

 

Проверка учебных достижения