Русский язык

Математика

Окружающий мир

Цель: обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле.

Оборудование: рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, гербарные экземпляры папоротника, мхов, хвойных растений и цветковых растений.



Ход урока


I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Вопросы и задания:

– Разделите данные растения на две группы. (На доске представлены иллюстрации с лекарственными и ядовитыми растениями.)

– Почему лекарственные растения получили такое название?

– Были ли у вас случаи, когда растение помогло вам излечиться от какого-нибудь недуга?

– Расскажите правила обращения с ядовитыми растениями.

– Какое растение является лекарственным и ядовитым одновременно? Почему? (Ландыш.)

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.

1. Составление рисунка-схемы «Разнообразие растений на Земле».

Учитель. На ваших столах лежат гербарии. Вы должны их внимательно рассмотреть, обсудить общие и различные признаки и назвать группу, к которой относятся предложенные вам растения (или это водоросли, или мхи, или хвойные растения, или цветковые).

После обсуждения ученики называют группы растений, а учитель на доске строит схему.




2. Характеристика каждой группы растений.

1) Цветковые растения.

– Почему они так называются?

– Чем они отличаются от других растений?

– Приведите примеры цветковых растений.

– Почему цветы красивы и душисты?

– Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – тем и другим.

2) Хвойные растения.

– Почему эта группа получила такое название?

– Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев они имеют еще семена, которые расположены открыто (голо) на чешуйках шишек.

– Почему у елки зеленые иголки?

– Дело в том, что иголочки-хвоинки для ели, сосны, кедра – то же самое, что для других деревьев листья. На ели хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом большом раскидистом дереве. Сбрось елка осенью свой колючий зеленый наряд – ей, чтобы вновь одеться густой хвоей, всей весны не хватит. Листья у деревьев так устроены, что готовят строительный материал для веток, ствола и корней куда быстрее, чем хвоя. Вот и приспособились хвойные деревья, чтобы не отставать в росте, просыпаться раньше лиственных, а засыпать позже.

Хвойные деревья меняют зеленый наряд постепенно. Елке, чтобы полностью «переодеться» (сменить все старые иголки), нужно около 9 лет.

3) Водоросли.

– Какие особенности строения имеют водоросли?

Чтение и анализ текста «Водоросли» из учебника.

4) Мхи.

– Прочитать самостоятельно текст в учебнике «Мхи».

– Где можно встретить мхи?

– Чем мхи отличаются от других растений?

– От чего зависит продолжительность жизни мхов?

– На болотах растет мох сфагнум. Он образует не просто ковер, как другие мхи, а целую перину. Растет он всю свою жизнь. А если сказать точнее, то растет его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох еще называют торфяным.

Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, торфяной мох способен впитывать невероятно много воды – в 30–40 раз больше, чем весит сам.

Люди пользуются этим свойством сфагнума. Поскольку он впитывает больше влаги, чем хорошая вата, его издавна применяют при перевязке ран.

5) Папоротники.

– Что вы знаете об этой группе растений?

IV. Итог урока.

– Назовите группы растений, с которыми вы сегодня познакомились.

Домашнее задание: прочитать текст учебника; по выбору подготовить сообщения о заинтересовавших вас растениях или выполнить задание в рабочей тетради № 1.

 

Проверка учебных достижения