Русский язык

Математика

Окружающий мир

Цели: обобщить знания учащихся о птицах и млекопитающих как классах позвоночных животных; познакомить с понятием «оседлые и кочующие птицы».

Оборудование: рисунки с изображением птиц и млекопитающих, кроссворд «Птицы», схема-рисунок «Рыба».



Ход урока


I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Вопросы и задания:

– Классифицируйте животных на три группы: змея, ящерица, жаба, саламандра, акула, крокодил, тритон, кобра, лягушка, черепаха, окунь, карп, сом.

– Что общего у всех этих животных?

– Расскажите о классе рыб. Чем они отличаются от других животных?

– Покажите на схеме плавники, чешую, жабры, хвост.

– Сравните земноводных и пресмыкающихся по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Разгадывание кроссворда «Птицы».

 

 

 

 

1 С

Н

Е

Г

И

Р

Ь

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2В

О

Р

4О

Б

Е

Й

 

 

 

О

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

Е

 

 

 

3 Д

Я

Т

Е

Л

 

Л

 

 

 

 

 

 

Ц

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1) Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (снегири).

2) Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

3) Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел.)

По вертикали:

1) На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … (скворец).

4) На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих крыла

У хозяина … (орла).

– Как называют группу этих животных?

– Чем они отличаются от других животных?

– Еще один класс позвоночных животных, с которыми мы познакомимся, – это птицы.

2. Чтение и анализ текста из учебника.

– Каких птиц называют оседлыми, кочующими, перелетными?

– А вы знаете, как птицы узнают о времени перелета? Известно, что они улетают каждый год в одно и то же время, когда происходит смена времен года. Продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывают птице, когда отправляться в теплые края, а инстинкт продолжения рода весной говорит о том, что пора лететь на север.

3. Просмотр рубрики «Картинная галерея».

– Какое настроение передал художник на репродукции картины?

– Почему картина названа «В голубом просторе»?

– Похожи ли слова перо, оперение, пернатый?

– Почему птиц называют пернатыми?

4. Чтение и анализ текста из учебника.

– Птиц в природе насчитывается около 8580 видов. Они являются обитателями одной стихии – воздушной, в силу этого сходны друг с другом.

Есть в природе птица, отличающаяся от других, – это пингвин. Чем она интересна?

– Пингвин, живший в доисторические времена, был почти двухметрового роста. Можете себе представить, какое впечатление произвел бы такой пингвин в наши дни! Сейчас существует 17 разновидностей пингвинов, самый крупный из которых – королевский пингвин, он достигает одного метра в высоту и весит 36 кг.

Когда-то очень давно пингвин умел летать не хуже любой другой птицы. Но к настоящему времени от крыльев у него остались лишь короткие отростки, которые для полетов непригодны. Как это произошло? Одна из причин, как ни странно, состоит в том, что у пингвина почти (а то и вовсе) не было врагов. Он обитал в настолько отдаленных антарктических районах, что нападать на него было практически некому. Поэтому он мог спокойно проводить время на суше или на воде. По мере того как сменялись поколения пингвинов, которые не пользовались своими крыльями, эти крылья становились все меньше и жестче, пока не утратили пригодность для полетов. Но зато пингвины превратились в превосходных пловцов и ныряльщиков, а эти крылья стали отличными плавниками!

5. Обсуждение иллюстрации учебника.

– Кто изображен на рисунке?

– Почему их называют млекопитающими?

– Чем они отличаются от других позвоночных животных?

– Отличие млекопитающих от всех прочих животных состоит в том, что их потомство вскармливается молоком из молочных желез женских особей. Отличительная черта млекопитающих – волосы и шерсть, полностью или частично покрывающие тело большинства из них.

Хотя подавляющее большинство млекопитающих живет на суше, некоторые из них, например киты и дельфины, живут в воде. Многие из них живут в норах – это кроты и многие грызуны.

А другие, например обезьяны и белки, обитают на деревьях. Единственным летающим млекопитающим является летучая мышь.

Класс млекопитающих объединяет около 4 тысяч видов. Люди лучше знакомы со зверями, чем с насекомыми, потому что человек чаще обращает внимание на тех, кто обладает чертами, свойственными ему самому как представителю класса млекопитающих.

6. Чтение текста в рубрике «Жил на свете человек…».

IV. Итог урока.

– Какие особенности имеют классы птиц и млекопитающих?

Домашнее задание: прочитать текст учебника.

 

 

Проверка учебных достижения