Цель: сформировать представления учащихся о ткацком ремесле и прядении.
Оборудование: кружева, ткань, вышивка, рисунок прялки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Вводная беседа.
– Рассмотрите старинные русские изделия (кружева, ткань, вышивка).
– Человек какого ремесла мог изготовить эти изделия?
– Что это такое? (Прялка.)
– Каково ее назначение?
2. Рассказ учителя о прялке и ткацком станке.
– Еще недавно в каждом сельском доме обязательно жили прялка и ткацкий станок. Наступит осень, закончатся работы в поле – начинаются работы в доме. Сначала надо лен и шерсть спрясть – превратить в нити.
Лён мяли, трепали, чесали. Не меньше хлопот было и с шерстью. В результате всех этих подготовительных работ получалась кудель – пучок льняных или шерстяных волокон. Для того чтобы кудель превратилась в нить, ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их, – вот и получалась нитка. Готовую нитку наматывали на веретено – длинную палочку с острыми концами и утолщенной серединой.
Прядение – работа трудная. От сноровки пряхи зависели толщина и прочность нити, а значит – и будущей ткани. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом – его приводили в движение с помощью ножной педали, нить наматывалась «сама», вытягивать и скручивать волокна можно было обеими руками – работа шла быстрее, а нить получалась лучше.
Теперь можно было заняться ткачеством – из ниток делать ткань. Эта работа тоже требовала большого внимания, сноровки, трудолюбия. Ткачи работали на ручных ткацких станках, дело шло довольно медленно. Поскольку полотно выходило нешироким – всего 37 см – его требовалось довольно много. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью – ведь снова она сможет взяться за эту работу только следующей зимой. Купить ткань крестьяне не могли – не по карману, да и негде было. Вот и ходили все в одежде, сшитой из домотканого полотна.
Сейчас и прядут, и ткут машины. Но иногда долгими зимними вечерами еще можно в некоторых русских домах услышать жужжание колесной прялки и постукивание ручного ткацкого станка.
3. Чтение и анализ текста «О веретене, прялке и ткацком станке».
– В каком веке появились прялки?
– Когда появилась профессия ткача?
– В XVI–XVII веках в Москве существовало несколько слобод (так называли пригородные поселки), где жили ткачи. Эти ткачи работали специально «на царский обиход», для пополнения «государевой белой казны» (так называли запасы льняных полотен). Кстати, филологи считают, что у слов «полотно» и «платить» общий корень, то есть когда-то ткани выступали в качестве платы (денег).
4. Парное выполнение заданий в рабочей тетради № 2.
III. Итог урока.
– Что такое прядение и ткачество?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника.