Цели: познакомить учащихся с обстановкой крестьянского и помещичьего домов; дать представление о царских хоромах и боярских теремах; познакомить учащихся со старинной русской одеждой.
Оборудование: иллюстрации с изображением современной обстановки в доме, тесты, репродукции картин К. П. Зеленцова «В комнатах. Гостиная с колонками на антресолях», В. А. Серова «Избы», рисунки старинной одежды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
ТЕСТ
Задание 1. Соедини линиями имя царя с эпохой его правления.
Иван IV Петр I
Древняя Русь Московская Русь Россия
Задание 2. Допиши предложения.
Крестное имя давалось при ______________.
Мирское имя – для ________________.
Задание 3. Перечисли черты характера славянина.
Задание 4. Напиши словесный портрет славянина (по выбору: девицы, крестьянина, князя).
Задание 5. Напиши 3 пословицы или поговорки о дружбе, трудолюбии, взаимопомощи.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы поговорим о простых вещах, сопутствующих человеку всю его жизнь и помогающих понять и узнать человека, его образ жизни. К таким вещам относятся одежда и обувь, предметы обихода и посуда, оружие и орудия труда и, конечно же, дом, обстановка в доме.
У каждого человека есть дом. А что такое дом? Это убежище от непогоды, место, необходимое для жизни человека – приготовления и приема пищи, отдыха и сна. Современные дома отличаются от домов глубокой древности.
– А вы знаете, что изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Сейчас изба – сельский дом, но еще в XVIII веке избы были и городскими жилищами.
Когда-то древнерусское слово «истьба», или «истобка», означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от неотапливаемого – клети (кладовой).
Избы строились («рубились») чаще всего из бревен деревьев хвойных пород длиной 7–9 м. Обычно крестьянская изба состояла из двух половин: кухни и светлой, парадной комнаты – горницы, в которой по праздникам собиралась вся семья.
Задание. Я предлагаю вам побыть в роли дизайнеров и создать интерьер одной из комнат в древнерусском доме московских времен.
2. Рассказ учителя «Как одевались жители Руси».
Это выражение пришло к нам из далеких-далеких времен. Тогда по одежде определяли, откуда пришел человек, какого он роду-племени, к какой семье принадлежит.
Одним из главных занятий славян было земледелие. Поэтому славяне одевались так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и делать другую работу.
Мужчины поверх штанов носили короткую рубаху-косоворотку с медными, костяными или деревянными пуговицами. Пуговицы соединяли разрез с левой стороны высокого ворота. Рубаху подпоясывали кожаным поясом с медной пряжкой. Поскольку карманов не было, то к поясу пришивали ключи, нож и другие мелочи. Зимой одежду дополнял овчинный тулуп.
Из ткани, сотканной на домашнем деревянном станке, женщины шили и вышивали длинные, почти до пят, рубахи. Поверх рубахи надевали юбку.
Богато одевались князья. Они наряжались в шелковые рубахи, обшитые по вороту золотом и драгоценными камнями, перехваченные в талии богато украшенным поясом. Сверху носили плащи из дорогих привозных тканей, с золотой застежкой на правом плече.
Одеяние жены князя и его дочерей состояло из двух подпоясанных золотым поясом платьев – длинного нижнего и короткого верхнего. Рукава у нижнего платья узкие с золотой отделкой по краю, а у верхнего – широкие. Украшения у княгинь и боярынь были из золота и серебра.
3. Чтение и анализ текста «По одежке встречают…».
– Объясните, что значит простоволосая.
– Сравните по рисунку одежду русских людей разных сословий.
– Что такое онэча?
– Для чего люди украшали одежду?
– Найдите в словарике объяснение слова «амулет».
– Для чего использовали обереги?
4. Выполнение заданий в рабочей тетради № 2.
5. Чтение рубрики «Этот удивительный мир».
– От какого слова происходит слово «рубаха»?
– Как появилась первая рубаха?
– Сравните по рисунку повседневную и праздничную рубахи. Что общего и различного в этих рубахах?
– Почему рубаху называют нательной одеждой?
– А вы знаете, почему одежда мужчин и женщин застегивается на разные стороны?
Существуют разные догадки. Такое расположение восходит к тем дням, когда женщины благородного происхождения одевались только с помощью служанок. Для служанки (конечно, если она не левша) гораздо удобнее застегивать пуговицы, расположенные слева. Мужчины же, даже богатые, чаще одевались сами, а самому легче застегивать пуговицы, находящиеся справа.
Вооруженному мужчине зимой удобнее греть свою правую руку, которая должна быть готова привести в действие оружие, под отпахивающейся левой полой одежды, поэтому пуговицы у мужчин находятся справа.
IV. Итог урока.
– О чем может рассказать одежда?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника, нарисовать любой оберег, объяснить его применение.