Цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.
Задачи:
1) Образовательная:
Познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам.
2) Развивающая:
Развивать умения добывать информацию из различных источников на интересные темы, используя ее для обогащения личного опыта; развивать интерес, внимание, логическое мышление учащихся.
3) Воспитательная:
Воспитывать любознательность. Создавать условия для формирования умения общаться в парах, умения слушать и оценивать ответы учащихся.
Тип урока: комбинированный
Методы: по источнику изложения учебного материала - наглядные, словесные, практические; по характеру учебно-познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: рисунки с изображением различного вида транспорта, презентация «Транспорт», таблички с номерами 101, 102, 103, учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечные машинки.
План:
Ι. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Давайте вспомним правила дорожного движения. Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы подумайте, о чем говорится в стихотворении.
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове — важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
ΙΙ. Подведение к теме урока.
- А сейчас мы с вами разгадаем загадки, а отгадки будут темой нашего урока.
|
|
|
|
|
|
| 1 | т | р | а | м | в | а | й |
б | у | л | ь | д | о | з | е | р |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | л | о | д | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | м | а | ш | и | н | а |
|
|
|
|
|
| 5 | а | в | т | о | б | у | с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | п | о | е | з | д |
|
|
|
|
|
| 7 | с | а | м | о | л | ё | т |
|
|
|
|
|
|
| 8 | м | е | т | р | о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 | м | о | т | о | ц | и | к | л |
|
Спозаранку за окошком 2. Словно рубанок землю строгаю,
Стук и звон и кутерьма. Делать дороги я помогаю.
По прямым стальным дорожкам Где новостройки – всюду вниманье
Ходят красные дома. Славной машине с трудным названьем.
3. Сначала дерево свалили, 4. Для этого коня еда -
Потом нутро ему долбили, Бензин, масло и вода.
Потом лопатками снабдили, На лугу он не пасётся,
И по реке гулять пустили. По дороге он несётся.
5. Что за чудо - синий дом, 6. Я зашёл в зелёный дом,
Окна светлые кругом, Больше суток пробыл в нём.
Носит обувь из резины, Оказался этот дом
И питается бензином. В дальнем городе другом.
7. Летит птица-небылица, 8. Я в любое время года
А внутри народ сидит, И в любую непогоду
Меж собою говорит. Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
9. Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Обратить внимание на количество букв, показать слово называющее тему.)
III. Изучение нового материала.
- Найдите слово, которое будет темой нашего урока? (транспорт)
- Молодцы.
Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте.
- Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы. (т.е. перемещали товары из одних стран в другие). Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»
- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов)
- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…? (первое транспортное средство – лошадь)
Рассказ ученицы об истории возникновения транспорта.
В двадцать первом веке у нас с вами большой выбор, на чём переместиться из пункта «А» в пункт «Б». На чём ехать? На троллейбусе, трамвае, автобусе или метро?
Но было время, когда выбирать было не из чего: телега, да сани. Телеги и сани появились у нас с основания нашего государства. Ими правили ямщики. Ямщики отличались быстрой ездой. Во время дороги они свистели, пели, покрикивали: «Эй! Соколики мои!». Телеги и сани запрягали парой или в одну лошадь. Позже появились кареты.
Карета – это крытая телега, которая предназначалась для перевозки только богатых людей. Карета – это был личный транспорт.
Вместе с появлением железных дорог возник и новый вид транспорта – конка. Конка – это небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади. Вмещал такой вагончик 10 человек.
Но оказалось, что лошади не столь надёжны и выгодны в работе. Они часто болели и им надо много корма. На смену конке пришёл трамвай, а потом автобус с троллейбусом.
В конце 19 века появились первые бензиновые автомобили.
Показать виды транспорта конку, телегу и карету.
- Что вы узнали из этого рассказа?
Ребята, давайте посмотрим на наш кроссворд. Скажите, пожалуйста, по чему передвигается трамвай? (По земле)
Найдите, пожалуйста, машины, которые тоже передвигаются по земле.
Значит, этот транспорт можно назвать наземным.
А почему вы не назвали лодку?
Значит, это водный вид транспорта.
А какие водные транспортные средства вы знаете?
А почему вы не назвали самолет?
Значит, это воздушный вид транспорта.
А какие воздушные транспортные средства вы знаете?
А почему вы не назвали метро?
Значит, это подземный вид транспорта.
Молодцы, значит, у нас весь транспорт делится на 4 группы.
А сейчас мы немного отдохнём и попутешествуем на разных видах транспорта.
Физминутка.
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
(После физкультминутки сосредоточить внимание на посадке)
- О каких видах транспорта говорилось в физминутке и где на них путешествуют?
(Поезда ездят по земле, самолёты летают в небе, а на лодке плавают по воде.)
- А сейчас мы с вами откроем рабочую тетрадь на стр. 42 и посмотрим на задание № 1. У вас нарисованы различные виды транспортных средств. Найдите и назовите те, которые мы еще с вами не называли. А теперь возьмите красный карандаш и раскрасьте те кружки, где транспорт наземный. Синим – воздушный, зеленым – водный, желтым – подземный.
- Сейчас поменялись тетрадями и проверьте, правильно ли сделал ваш сосед.
- Посмотрите на доску. Как ещё можно разделить транспорт?
(На пассажирский, грузовой и специальный.)
- Что значит пассажирский транспорт? Приведите примеры.
(Например: автобус, такси, трамвай, метро, троллейбус, поезд, теплоход, самолёт.)
- Для чего служит пассажирский транспорт?
(Пассажирский транспорт служит для перевозки людей.)
- Расскажите о грузовом транспорте и приведите примеры.
(Грузовой транспорт служит для перевозки грузов. Например: самосвал, поезд, самолёт, баржа, грузовик.)
- А есть средства передвижения, которые не перевозят грузы и пассажиров. Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Этот транспорт называется специальный.
Игра: «Машины – загадки»
Задание: отгадать машину и телефон по которой её можно вызвать.
1-й ученик: Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Машина моя берет с собой нужный инструмент: лестницу, шланги. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают нам дорогу.
(Вывешивается картинка пожарной машины и дети называют номер 101)
2-й ученик: Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия, если избили человека, ограбили квартиру, произошла авария. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены.
(Вывешивается картинка милицейской машины и дети называют номер 102)
3-й ученик: От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Поэтому мне всегда уступают дорогу все машины.
(Вывешивается картинка машины скорой помощи и дети называют номер 103)
4-й ученик: А меня вызывают, когда чувствуют в комнате запах газа, который может взорваться. Мужчины, которые приедут на помощь всегда имеют гаечные ключи.
(Вывешивается картинка машины газовой службы и дети называют номер 104)
- Проверим, как вы запомнили номера телефонов. С помощью стрелок соедините номера телефонов и соответствующие им машины в учебнике на странице …...
Дети выполняют задание.
- Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это - машина МЧС. Вызывают ее по телефону 101.
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
- На какие еще две группы делится транспорт?
ТРАНСПОРТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ
Мотоцикл Метро
Автомобиль Самолёт
Поезд
Трамвай
Троллейбус
Автобус
- Молодцы, а сейчас мы с вами закрепим то, о чем узнали. Перед вами лежит тест, вы зачеркиваете правильные ответы. Отложили в сторону.
IV. Повторение изученного.
- Молодцы. Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (каждый опасен по-своему)
- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (правила поведения)
А сейчас немного поговорим о правилах поведения в общественном транспорте. (слайд)
(Дети читают и обыгрывается.)
Игра «Найди ошибку» (слайд)
V. Итог.
- Когда-то основным транспортным средством людям служили лошади. Сейчас их почти полностью заменили машины. Люди, конечно, выигрывают от такой замены. А природа?
- Как же быть?
- Ведь мы не можем отказаться от современных транспортных средств?
Велосипед, троллейбусы, трамваи и парусные лодки, а также нужно изобретать современные транспортные средства, которые не будут загрязнять окружающий мир.
VI. Домашнее задание.
Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
- Большое спасибо вам за урок.
Игра «Доскажи словечко» (называют транспортное средство и дают ему характеристику)
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай – общественное, наземное, пассажирское транспортное средство.)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой ... (велосипед)
Бежит при ветре споро
Без весел и мотора ... (парусник)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый ... (вертолет)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит .... (автомобиль)
Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в ... (ракетах)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это ... (самолет)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая? ... (электричка)
Создавать я начал флот.
Превратилась губка в ... (плот)