Цель:
- познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;
- развивать наблюдательность, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование:
мультимедиа
стаканчики с результатами опытной работы (12 штук)
памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»
комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: наблюдать за ростом и развитием растений;
называть этапы жизни растения;
знать условия, необходимые для жизни растений;
ухаживать за комнатными растениями.
Метапредметные
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (уход за комнатными растениями) и условия ее реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: выдвигать предположения и доказывать их; работать в группе, наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях; делать выводы на основании анализа иллюстраций совместной групповой исследовательской деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения; оценивать свои достижения на уроке
Личностные результаты
Проявлять интерес к объектам окружающего мира;
бережно относиться к ценностям природы;
понимать свою ответственность за состояние природы.
Основные понятия и определения
Растение-живое, растет, развивается, созревают плоды, необходимо вода, тепло, воздух, свет.
Подготовка к уроку:
За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за результатами.
Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.
Группа № 1:
В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана поставили на подоконник.
Группа № 2:
В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Семена поставили на подоконник.
Группа № 3:
Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Один стакан поместили в теплое светлое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).
Группа № 4:
Взяли два стакана с семенами фасоли. В один стакан налили немного воды и поставили в теплое место, второй стакан тоже с водой, но поставили в холод на подоконник.
Группа № 5:
Взяли два стакана с семенами фасоли. Оба стакана поставили в темное, но теплое место. Один стакан с водой до краев, другой без воды.
Группа № 6:
Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на нашем необычном уроке! А почему необычном, узнаете немного позже.
2.Повторение изученного материала. (слайд2)
У.: На прошлом уроке вы познакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали?
Д.: Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода.
У.: Чем похожи снег и лёд?
Д.: В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.
Они легче воды.
У.: Чем они различаются?
Д.: Снег рыхлый, а лёд – хрупкий.
Снег белый, а лёд – прозрачный.
Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.
Выполнение заданий в тетради «Проверь себя»
3.Выход на тему урока.
У.: Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»? Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (слайд 3)
ЛОТОС, орёл, сова
лиса, ГОЛУБИЦА, белка
бабочка, жук, СОСНА
У.: Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (слайд 4)
Д.: Это – растения.
У.: Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?
Д.:
У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Д.:
4. Сообщение темы и целей урока.
У.: Верно! Сегодня урок посвятим тому, чтобы ответить на вопрос «Как живут растения?» Поговорим о том, что необходимо для жизни и роста растений.
5. Работа по теме урока.
У.: Послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение.
(слайд 5)
“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.
Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.
Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.
И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.
А злой волшебник радовался слезам короля.
Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.
Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.
Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.
И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”
У.: Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?
Д.:
У.: Как росло единственное выжившее после урагана растение? Что с ним происходило? Найдите на вашем столе конверт с пособием «Развитие растения из семени» и разложите карточки в том порядке, как растёт растение.
Д.: (2 ученика работают у доски, остальные - на рабочих местах)
У.: Я вам предлагаю увидеть это своими глазами. (слайд 6)
У.: Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян?
Д.: Семена едят птицы,они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт
ФИЗМИНУТКА
У.: Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. (слайд 7)
Первое необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:
Не умыться, не напиться без …
Листику не распуститься без …
Без …прожить не могут птица. зверь и человек
И поэтому всегда всем везде нужна….
Д.: вода
У.: Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.
Д.: (группа № 1, №5): «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»
У.: Итак, что необходимо для жизни растений?
Д.: вода
У.: Чтобы выяснить, какое второе условие, надо отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него прожить не можем.
Д.: воздух
Группа №2, №4: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.
У.: Какое второе необходимое условие для роста растений?
Д.: Растениям необходим воздух.
У.: Название следующего условия в новом четверостишии:
Выше леса, выше туч
Пробивался луч.
Он всему живому нужен
И в тепло, и в злую стужу.
Д.: солнце
Группа №3, №6: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.
У.: Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?
Д.: В земле, где есть вода, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.
6. Первичное закрепление.
У.: Откройте учебники на с.51.
Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.
Д.: На рисунке изображены герань, бегония и фикус
У.: Зачем поливают комнатные растения?
Д.: Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.
У.: Почему комнатные растения ставят близко к окну?
Д.: Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.
У.: Что делает девочка и почему?
Д.: Девочка вытирает пыль с листьев фикуса.
Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать.
У.: Посмотрите, как это правильно делать. (показ учителем как правильно ухаживать за растениями).
Практическая работа в парах по уходу за растениями.
У.: Что произошло с растением на правом нижнем рисунке? Почему?
Д.: Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным
7. Итог урока.
У.: Итак, что нужно растениям для жизни?
Д.: вода, воздух, свет и тепло.
У.: Назовите этапы жизни растения.
Д.: семечка, росток, листики, цветы, плоды.
Памятка
“Правила ухода за комнатными растениями”
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.