Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. 

Планируемые результаты

Предметные:     

Формировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России;

Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы;

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

 

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

1 мин

Здравствуйте, меня зовут Анна Александровна, урок окружающего мира у вас проведу я. Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к окружающему миру. Учебник, тетрадь, ручка.

Готовить рабочее место.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2

Проверка домашнего задания;

Словес.: ответы на вопрос, практический.

7 мин

Давайте проверим домашнюю работу.

Решив не большой тест, за который получите оценку.

(раздаю тест, приготовленный учителем)

Тест состоит из трёх частей: А,B,С.

В части А и части В, вам нужно выбрать один парильный вариант поставив галочку.

В части С может быть несколько правильных ответов.

В части А-1 балл за правильный ответ.

В части В-2 балла за правильный ответ.

В части С-3 балла за правильный ответ.

Подпишите листочки. У вас есть 5 минут.

По моему сигналу передаем работы с последней парты на первую.

 

 

 

 

 

Выполнять задание

 

 

 

 

 

 

 

 

П:строить речевое высказывание.

3

Мотивационный.

 

7 мин

Вспомните с чем вы работали на прошлом уроке.(с горами и равнинами)

Какие горы и равнины России вы запомнили?

Ещё вы работали с контурной картой и обычной картой. Что вы еще на них заметили кроме гор и равнин?(моря, реки, озера)

Правильно, предположите ,какая тема нашего урока? Какую цель мы перед собой поставим на урок?(познакомиться с морями, реками и озёрами, и научиться находить их на карте)

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.

 

Определять цели и пути их достижения.

 

Р:принимать и сохраняют учебную задачу.

 

 

5

Решение учебных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

14 мин

Работа с картой и информацией учителя

Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким? (Японское море, Охотское море, Берингово море, Чукотское море, Восточно-Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Баренцево море, Балтийское море, Черное море, Каспийское море.)-все отмечаем на контурной карте.

Каспийское море – на самом деле не море, а озеро.

Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря к какому океану относятся?

Обратимся  к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия?

- На востоке? (Тихий океан.)

- На севере? (Северный Ледовитый океан.)

- На западе? (Атлантический океан.)

- Какие моря относятся к Тихому океану? (Охотское море, Японское море, Берингово море.)

Перечислите моря Северного Ледовитого океана. (Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.)

- А какие моря относятся к Атлантическому океану? (Балтийское море, Черное море.)

- Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались  в сушу.

Слайды с фотографиями:

 «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).

- Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого Океанов? (Моря Северного Ледовитого океана холодные, они покрываются льдами. А на морях Тихого океана дуют ветры и туманы. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. А Черное море теплое, это место отдыха.)

- Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)

- Да, вода в морях соленая, непригодная для питья.

 -А все же хорошо путешествовать по морям, по волнам.

 -Сколько же морей омывает российские берега?

Работа с учебником

-Давайте проверим на странице 66 наши предположения.

(читаем по цепочке)

- А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы? (Я знаю озеро Байкал. Оно самое глубокое пресное озеро мира. Оно внесено в Список Всемирного наследия.)

- Найдите на карте озеро Байкал.

-Где оно расположено? (Озеро Байкал расположено на Средне-Сибирском плоскогорье, рядом с Саянами. Каспийское море – это тоже озеро, самое большое в мире.)

- Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.

- Но это еще не все озера, их на территории России свыше двух миллионов.

Показ слайдов или картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».

Ладожское и Онежское озера – крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на котором стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро.  Это озера с пресной водой. А к озерам-морям, кроме Каспийского моря, относятся Аральское море и Белое море. В литературе можно встретить оба названия: «озеро-море» и просто «море».

- Мы еще не познакомились с реками.

 «Волга – эта самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере Северная Двина и Печора, на юге – Дон и Урал, в центре – Кама и Ока».

«Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются Обь и Енисей. Река Обь имеет много притоков, одним из которых является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины Енисей не имеет. Обе реки впадают в Карское море».

 «Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья – Лена и Амур, Еще приток Енисея Ангара. Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере текут реки Индигарка и Колыма. Реки Лена, Индигарка и Колыма несут свои воды в Северный Ледовитый океан, а Амур – в Охотское море».

- На берегах озер и рек селились люди, строили города, деревни. Как вы думаете, почему? (Без воды не могут жить люди, растения, животные.)

-Какие реки вам известны?

-А у нас в Челябинске?

-Наши реки и озера загрязнены , как мы можем помешать этому? И сделать наши реки и озёра чище?

-Подумайте об этом в парах.

Работа в рабочей тетради

-Теперь откройте рабочие тетради на странице 34 №2, работайте в парах.

(проверка на слайде)

 

 

 

 

 

Работать с контурной картой

 

 

Отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

Отвечать на поставленные вопросы

 

 

 

Работать с контурной картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечать на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

Работать с контурной картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать с учебником

 

Отвечать на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

Работать с контурной картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечать на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

Работать с контурной картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать с контурной картой

 

 

Отвечать на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать в парах

 

Работать с рабочей тетрадью

 

 

 

 

 

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

К: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

К: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

 

6

Итог урока

4 мин

Какие цели мы ставили?

Достигли ли мы их?

Какие моря вам известны?

О каких реках вы слышали впервые?

Что вы узнали нового об озёрах?

Отвечать на вопрос

 

 

 

7

Домашнее задание

1 мин

Читать пройденную тему со страницы 66-70 и в Р.Т №3,4,5.

Записывать д.з

 

 

8

 

Рефлексия

 

2 мин

Если вам понравился урок, вы всё усвоили и вам будет ,что рассказать дома – приклейте зелёный кораблик, если вам было что-то не понятно, но в целом вы довольны свое работой наклейте жёлтый кораблик, если вам всё было не интересно и не понятно наклейте красный кораблик.

Спасибо за урок, урок окончен.

Проводить рефлексию
Оценивать себя.

 

Р:Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев