Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

Цель: Познакомить обучающихся с основной классификацией растений; отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

Стратегии работы с текстом: «Кластер»,  «Верите ли вы?»,«З-Х-У»

«Простые и толстые вопросы», «Синквейн», « Чтение про себя с пометками»

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3-й класс, атлас определитель «От земли до неба», автор А.А. Плешаков; иллюстрации растений, гербарий, ноутбук, проектор, дополнительный материал на карточках

 

Ход урока

1.Организационный момент

 Создание психологической комфортности

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

-Ребята, начнем наш урок! Чего вы сегодня ждете от урока? Что хотелось бы узнать?  

-Мне нравится  путешествовать на  уроках окружающего мира, мир настолько необыкновенный, что, кажется, сколько бы ты ни узнавал, всегда останется какая-то тайна.

- Я люблю исследовать и делать маленькие открытия.

2. Актуализация  знаний

Отгадайте загадку:

Дышит, растет, а

ходить не может           (растение) 

 

-Докажите, что растение живой организм.

 Составим кластер

 

 

 

 

3. Целеполагание.

 

Учитель показывает слайд, на котором изображены разные представители  растительного мира.    

- Скажите,  что вы знаете о представителях этого Царства?

Отвечая на этот вопросы, мы будем заполнять таблицу:

Знаем

Хотим узнать

1. Растения – часть живой природы.

 

2. Растения выделяют в воздух кислород.

 

3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.

Почему?

4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы.

Какие еще есть группы растений?

Что такое виды растений?

Какие названия дают им ученые?

 

Ученики вспоминают и называют всё, что они знают о растениях.

- Царство растений очень большое. Все виды растений объединены в группы. - Растения можно разделить на две группы культурные и дикорастущие.

- А я бы разделил растения на три группы: травянистые растения, кустарники  деревья.             

 - Растения можно разделить ещё на несколько  групп по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде, в огороде.

 

-Почему растения можно разделить на большое количество групп?

- Растения очень разные.

- Назовите тему урока?

-Разнообразие растений.

-Какие задачи перед собой поставим?

- Узнать на какие группы делится Царство растений;

- Научиться классифицировать растения;

- Узнать характерные признаки этих групп.

 

4. Открытие нового знания.

-А теперь давайте составим кластер, из каких частей состоит растение.


5. Создание проблемной ситуации

- Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.

Ориентиры предвосхищения. Эта стратегия похожа на детскую игру в «Верите ли вы?».  Ее цель – актуализация предшествующих знаний и опыта.

        

Вопросы  «Верите ли вы?»

 

п/п

  До чтения

Верите ли вы?

После чтения

1

 

…что водоросли могут окрасить воду?

 

2

 

…что водоросли не имеют корней и стеблей

 

3

 

…что у мха есть только стебель и листья?

 

4

 

…что мох может ожить после того, как его засушили?

 

5

 

…что папоротники когда-то были деревьями?

 

6

 

 

… что папоротники не имеют цветов?

 

7

 

…что хвойные растения размножаются семенами?

 

8

 

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?

 

9

 

…что на Земле больше всего цветковых растений?

 

10

 

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?

 

 

-У нас опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?

- Надо найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?                                         

Проблемный вопрос

-Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений?

6.Минутка отдыха: упражнения для глаз, шеи, спины.

 

7. Исследование в малых группах

 Сегодня в Царстве растений вы будете в роли специалистов, которым придётся  изучать особенности разных групп растений.          

1-я группа будет изучать водоросли, 2-я - мхи, 3-я - папоротники, 4-я хвойные растения, 5-я - цветущие деревья, кустарники и травы.

- Ребята, на столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений,  таблица, которую надо заполнить. Давайте как настоящие учёные, составим план работы.          

 - Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

Учитель записывает план на доске.

1.Прочитать текст.

2. Рассмотреть гербарий, фотографии.

3.Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.

1-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где встречаются водоросли?

-Какого они размера?

-Правда ли, что некоторые водоросли похожи на бурые ленты?

-Почему водоросли могут окрасить воду?

- Как бы изменились водоросли, если бы они стали наземными растениями?

- Что произойдёт с морем, если исчезнут водоросли?

                                 Водоросли

Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).

Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется  так потому, что водоросли, растущие здесь, большинство красного цвета.

 2-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где растут мхи?

-Какие части они имеют?

-Много ли их на свете?

- Правда ли, что мхи можно встретить даже в Антарктиде?

- Чем мхи отличаются от других растений?

- Какое значение имеют мхи в жизни природы и человека?

 

  Мхи

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и  листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Мхов на свете около 27 тысяч видов.
Распространены эти растения повсеместно — их можно встретить даже в Антарктиде, настолько они неприхотливы и устойчивы к любому климату.Мхи — низкорослые, многолетние растения, высотой от 1 мм до 60 см. Растут на деревьях, земле, камнях, стенах домов, в пресных водоёмах и на болотах.Мох — одно из древнейших растений Земли. Его возраст — около 300 миллионов лет.

Значение мхов в природе и жизни человека огромно. Моховидные:

Первопроходцы. Они первыми осваивают земли с неблагоприятными климатическими условиями.

Регулируют водный баланс в почве.

Сфагнум — источник торфа, полезного ископаемого, используемого как горючее и удобрение.

Обладают обеззараживающими свойствами.

Накапливают и удерживают радиоактивные вещества.

Являются источником пищи для многих видов животных.

Предохраняют почву от эрозии.

 

3-группа

-Как легко узнать папоротники?

-Какие части у них есть?

- Много ли их на свете?

-Почему люди считают, что папоротники были деревьями?      

-Что изменилось в жизни людей, если бы они  нашли магический цветок?

-Какое хозяйственное значение имеет папоротник?

Папоротники

   Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были  одеревеневшими. Поэтому думают, что  они были деревьями. Папоротники

растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много. Хотя папоротники не цветут, они наделяются людьми магическими свойствами. Влюблённые в Янову ночь ищут магический цветок, который приносит вечное счастье. Хозяйственное значение растений не велико. В пищу используются Орляк обыкновенный, Щитовник, Осмундакоричневая и некоторые другие. Они используются в медицине. Многие виды ядовиты. Используются растения и во флористике. Папоротники используются для выращивания орхидей. Орхидеи растут на особом торфе из корней папоротника чистоуста. В тропиках некоторые древовидные виды используются, как строительный материал.

 

 

 

4-группа.

-Назовите  несколько представителей хвойных растений.

-Правда ли, что хвоинки – это листья?

-Почему у  хвойных растений не бывает плодов?

-Как бы изменилась жизнь хвойных растений, если бы у них не опадали хвоинки?

-Чем хвойные деревья отличаются от других деревьев?

-Оцените хвойные деревья как «самые-самые».

Хвойные растения

Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов.

 

Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.Применительно к хвойным деревьям нередко употребляется выражение «самый-самый». Самое древнее дерево, самое высокое дерево, самое толстое дерево – все эти рекордсмены среди деревьев — представители хвойного царства.

 Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.

Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года…

А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными.

5-группа

-Какие растения называются цветковыми?

-Где можно встретить цветковые растения?

- Правда ли, что цветковых растений больше всего на Земле?

-Чем цветковые растения отличаются от других растений?

- Что изменилось бы в мире, если бы исчезли цветковые растения?

-Какое значение имеют цветковые растения в жизни животных и людей?

 

 Цветковые  растения.

Цветковые растения - те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Их можно встретить  и в лесу, и в воде. Их на Земле больше всего. Цветковых растений  почти 250 тысяч видов. Самое маленькое из них — это ряска, живущая в воде и едва достигающая миллиметра в диаметре.

Самыми крупными цветковыми растениями являются деревья, которые могут достигать высоты 95м и более.

Цветковыми растения этой группы называются потому, что у них развивается особый орган размножения — цветок. Например, это могут быть такие ярко окрашенные и обладающие чудесным запахом цветы, которые можно увидеть в садах или за городом. Цветки растений, напоминающих обычную траву, обычно мелкие и невзрачные, а у многих деревьев они и вовсе не похожи на цветки

8. Обмен информацией

-Сейчас каждая группаподелится полученной информацией с вами.

Все, кто слушает, должны быть очень внимательны, чтобы не допустить ошибок при заполнении таблицы «Разнообразие растений». Все вопросы задаём своим товарищам после выступления.

- Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.

Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу.

Разнообразие растений

 

Группы растений

Корни

Стебли

Листья

Цветок

Плод с семенами

Особенности

Водоросли

    -

     -

    -

    -

    -

Живут в основном в воде

Мхи

    -

    +

   +

   -

     -

Живут в сырых местах

Папоротники

    +

    +

    +

    -

     -

Живут в сырых местах

Хвойные

   +

    +

   +

  хвоинки

    -

 Семена образуются в шишках

Почти все вечнозелёные

Цветковые

   +

    +

    +

    +

    +

Очень разнообразны и многочисленны

 

Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?

-Водоросли, они относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?

-Высшие растения.

– Какие группы растений вы узнали?

 

9.Закрепление знаний

Теперь заполним третий столбец нашей таблиц

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1. Растения – часть живой природы.

 

Растения делятся на несколько групп.

В каждой группе растений много видов.

Науку о растениях называют ботаникой.

Существует 350 тысяч видов растений.

Названия видов дают им ученые.

Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.

Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растения и ухаживать за ними.

Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

2. Растения выделяют в воздух кислород.

 

3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.

Почему?

4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы.

Какие еще есть группы растений?

Что такое виды растений?

Какие названия им дают ученые?

 

10.Итог урока

- Просто замечательно, ребята, вы сегодня поработали. Мы не только узнали, что мир растений разнообразен, но и то, что без растений не будет жизни на Земле.

-Смогли ли мы ответить на основной вопрос, который поставили себе в начале урока?(Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений?)

Составление синквейна(о растении своей группы)

Ель      Водоросли

Колючая, пахучая                                 Зелёные, подводные

Растёт ,веселит,радует                         Растут , дышат,  плавают

Я люблю зимнюю ель.                          Выделяют кислород в воду.               

Новый год                                               Нити

 

11.Рефлексия.

Выберите какое-то начало высказывания для себя и продолжите фразу.

Я узнал…

Я понял…

Мне было интересно…

Я порадовался за …

Мне хочется узнать…

Я могу использовать эти знания…

Настроение.

Выберите смайлик и прикрепите его на доску

 

 

12.Домашнее задание.

Познакомиться с текстом учебника

Прочтите текст, обозначая условные знаки.

– не знал

знал

+ понятно

? непонятно

По желанию нарисовать рисунки растений своей группы.Найти дополнительный материал об изучаемых группах растений и подготовить небольшое сообщение или загадки.

 

 

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев