Цель урока: Познакомить с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- понимать необходимость выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья; давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; высказывать эмоционально- ценностное отношение к здоровому образу жизни;
Регулятивные УУД:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Оборудование:
- компьютер, презентация;
- зубная щетка, паста, платочек, мыло, полотенце
- карточки с изображением продуктов;
-карточки.
Ход урока
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
-Доброе утро. Давайте поприветствуем друг друга и начнем урок. А урок начнем с притчи.
Основное правило достижения цели
К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:
- Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, – сказали они.
- Я могу научить вас стрельбе из лука! – ответил Мастер. – Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самым лучшим стрелком и по- настоящему успешным человеком.
Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка.
- Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер.
- Я вижу дерево, на котором висит мишень.
- Что ещё? – спросил Мастер
- Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.
- Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. – А ты что видишь перед собой?
- Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, – ответил второй новичок.
- Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь ты?
- Я вижу перед собой мишень! – ответил он.
- Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё?
- Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её!
- Молодец! – сказал Мастер. – Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики.
Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.
- Какую цель поставите вы ?
- Какими мы должны быть на уроке, чтобы много узнать? (внимательными, старательными, думающими, инициативными, самостоятельными, активными и т.д.)
2.Актуализация знаний.
У вас на партах есть задания по разным уровням. Вам за 2 минуты нужно их выполнить, выбрав то, что вы сможете выполнить.
1 сложности
Сколько костей в теле человека ____________________
К чему прикрепляются мышцы ______________________
Сколько мышц в теле человека ________________________
Из них сколько используется при ходьбе ________________________,
Сколько мышц используется что бы наморщить лоб _________________
Сколько мышц используется что бы улыбнуться _____________________
2 сложности.
Сначала пища попадает в ____________________________ полость. Здесь мы ее пережевываем ______________________, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища переваривается с помощью ______________.
Затем через глотку и пищевод пища попадает в _____________________, где она переваривается с помощью ____________________________ сока. Из желудка пища поступает в ___________________. Там и заканчивается её переваривание.
сложности
1. Процесс дыхания начинается:
А) в ротовой полости
Б) в носу
В) в гортани
2. Гортань – это:
А) пищевое отверстие
Б) дыхательное горло
В) отверстие для воды
3. Человек дышит чаще:
А) во время сна
Б) в покое
В) во время физической нагрузки
4. Бронхи нужны для:
А) фильтрация воздуха
Б) согревание воздуха
В) всасывание кислорода
5. Чихание – это:
А) отдают вредная привычка
Б) реакция очищения организма
В) аллергическая реакция
3. Выявление места и причины затруднения.
-Внимание на экран. Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр»
-Почему от мальчика сбежали вещи?
А вы догадались, как можно назвать этого мальчика?
(Неряха, грязнуля.)
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)
-К нам в класс пришла посылка . Давай те узнаем от кого эта посылка.
Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания. Ваш Мойдодыр |
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне -
Пусть отмоет руки мне.. (мыло)
Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (носовой платок)
Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком –
Лягут волосы рядком. (расческа)
Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка. (полотенце)
Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен всё выводит. (зубная паста)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щетка)
(По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)
-Ребята, вам знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?
-Как они называются? (предметы личной гигиены)
- Знаете ли вы что обозначает слово «гигиена?»
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Пусть нам прочитает …….. из словаря Ожегова
Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
-Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какая тема нашего урока?
- Что мы хотим узнать? Какие цели поставим перед собой?
- Сегодня мы рассмотрим некоторые правила гигиены. Ответим на несколько вопросов. ПЛАН НА ДОСКЕ
- Первый вопрос. Как вырасти стройным?
–Скажите, что такое позвоночник?( Опора всего скелета.)
- Из-за чего возникают искривление позвоночника и сутулость?
- Что нужно делать , чтобы не было искривления?( Следить за осанкой).
- Какие правила правильной осанки вы знаете с 1 класса?
(Примерный ответ: Сидеть на всем стуле)
-Посмотрите, как выглядит скелет больного человека. Почему от этого будет страдать весь организм?
5. Реализация построенного проекта.
А)Практическая работа. Проведение опытов.
-Давайте проведём опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.
Опыт 1
-Сидя, положите ладошки на ребра, выпрямите спину, ноги поставьте под прямым углом. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки?
(Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха.)
- Наклонитесь низко к столу, ноги согните. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись – легкие наполнились плохо.)
- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию)
- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила красивой осанки?
(Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть…)
Опыт 2
- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Теперь согните спину. Что произошло с вашей ладошкой (Она сжалась.)
Точно также сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?
( Нет, он не может работать всей поверхностью.)
- Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают внутренние органы)
- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали?
-Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают и спину, и плечи, и голову.
Б). Работа по рассказу А. Дорохова «Молодой старичок» 1-2 мин
- А теперь я вам прочитаю рассказ «Молодой старичок». Внимательно слушайте.
Я знал одного ленивого мальчика. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хотя дверь была закрыта: только он один волочил ноги словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.
А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз находит предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку – у него, мол, на прошлой недели был насморк, и он себя плохо чувствует.
Вот так он и стал молодым старичком.
-Что бы вы могли посоветовать этому мальчику?(заниматься спортом, закаляться…)
7.Первичное закрепление .
Перед вами лежит тест. Вам сейчас нужно на них ответить.
-Ответьте на вопросы теста «Как ты заботишься о своей осанке»
1.Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.
2.Я ем молочные продукты.
3.Я сижу прямо, не сутулюсь.
4.Никогда не ношу тяжести в одной руке.
5.Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.
6.У меня близорукость.
7. Я часто болею.
8.Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропускать урок.
За каждый ответ на вопросы 1 -5: «да» - 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда» - 1 балл.
За каждый ответ на вопросы 6-8: «да» - 0 баллов, «нет» - 2 балла, «иногда» - 1 балл.
-Посчитайте свои баллы.
18-15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье.
14-10 баллов. Вам необходимо больше уделять внимания своей осанке, иначе искривления позвоночника вам не избежать.
Меньше 10 баллов. Срочно принимайте меры, ваша осанка в опасности
- Итак. Как вырасти стройным?
Вывод: Нужно следить за осанкой, укреплять мышцы спины и заниматься спортом.
7. Физкультминутка 1 мин
8. Продолжение работы по теме урока.
1.Игра «что с чем дружит» . Работа в группах. Стрелкой укажите.
Проверка.
- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?
Работа по карточкам.
-А вы дружите с зубной щёткой.
-Почему надо чистить зубы?
-А сколько зубов у человека? (У детей-24, у взрослых-32 зуба)
Сообщение ученика. Ралина.
Зубы – самая твердая часть организма. Слой белой эмали, которой они покрыты, не уступает по твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Но как бы ни тверды были зубы, они боятся вездесущих микробов
-На зубах постоянно образуется налёт . Он состоит из микробов и остатков пищи . Пища застревает и между зубами . Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.
-Кто из вас знает, как надо правильно чистить зубы?
-Давайте поучимся правильно чистить зубы.
2.Учимся чистить зубы. Практическая работа . По слайдам.
Сначала производят 10-20 подметающих вертикальных движений по внешней поверхности зубов сверху вниз по верхней челюсти, а затем снизу вверх по нижней. Надо начинать с правой стороны. Затем чистят внутренние поверхности, располагая головку щетки под углом 45 гр. к зубам. Далее чистят жевательную поверхность зубов – щетка движется вперед и назад сначала по верхней, затем по нижней челюсти. Заканчивают чистку круговыми массирующими движениями по наружной поверхности зубов с захватом десен. Это очень полезная процедура, благодаря которой улучшается кровообращение в деснах, а зубы после такой полировки выглядят особенно блестящими.
Зубная нить (флос) помогает эффективно очистить межзубные пространства от остатков пищи и зубного налета. Ополаскиватели и элексиры освежают дыхание, укрепляют зубы. Укрепляет зубы и еда, а именно: яйца, сливочное масло, морская рыба, молочные продукты, черный хлеб.
-А что разрушает зубы? (Сладкие продукты. Нельзя колоть орехи зубами, грызть твердые предметы, ковырять в зубах твердыми предметами.)
-Что же делать, если вы не уберегли свои зубы?
Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
-Сколько раз надо чистить зубы?
( Два раза в день: утром и вечером).
Вывод: Зубы надо чистить два раза в день. Зубную щетку надо менять 4 раза в год. Два раза в год нужно показываться зубному врачу.
9.Продолжение работы по теме урока.
- Познакомимся с третьим правилом. Оно относится к питанию.
-Как вы думаете, для чего мы едим?
- Мы едим для того, чтобы жить. Пища - это необходимый для организма источник жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов, микроэлементов. Словом, всё то, что позволяет нашему организму выполнять свойственные функции. (ответы учеников)
10.Закрепление нового (по данному блоку)
1.Игра. “Распределите продукты” . Работа в группах. (сорт кардс)
-А теперь проверим ваши знания. Перед вами лежат конверты. В них рисунки продуктов. Распределите продукты на 2 группы . Как вы их распределите, подумайте и объясните нам.
2.Выполнение задания “ Подумаем” .Работа в парах.
Несколько простых, но важных правил гигиены закончите сами.
1.Перед едой нужно обязательно …
2. Во время еды нельзя …
3. Никогда не ешьте немытые…
Вывод: полезно есть разные продукты: овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу, хлеб и крупы. Во время еды не разговаривай, перед едой мой руки.
11.Домашнее задание.
Нарисуй плакат для своих друзей, рассказывающий о том, как заботиться о своём здоровье и сохранять его.
12.Рефлексия учебной деятельности. Итог по уроку.
- Какую пользу вы получили от урока?
- Какие правила теперь будете соблюдать?
- О чем расскажете дома родителям?
- Ребята, работая на уроке, вы узнали и открыли для себя много нового и интересного.
-Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы её?
- Поднимите руки те, для кого урок был полезен.
-А теперь оцените свою работу на уроке по нашей шкале достижений. Билетик на выход.
Я понял..
Я узнал…
Я открыл для себя..
Мне трудно было…
- В конце урока я всем желаю крепкого здоровья. Берегите своё здоровье.