Цели:
Обобщать и проверить природоведческие знания учащихся.
Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относится к ней.
Углублять знания детей в области окружающего мира.
Развивать речь учащихся, познавательную активность.
привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах
Оборудование:
ИКТ. Маршрут путешествия.
Плакаты с высказываниями о природе.
“Ромашка” на доске, на лепестках загадки.
Карточки с вопросами.
Жетоны для болельщиков.
Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.
Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
Задачи тропы:
дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах.
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, может быть в парке , где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Вспомним , какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Все: Экология.
Учитель: Экология- наука о взаимосвязи живой и неживой природы. Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Давайте прогуляемся по воображаемой экологической тропе, повторим правила поведения в природе, продемонстрируем свои знания, как правильно общаться с природой, вспомним что такое окружающая среда.
Ученик: Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису….
Я люблю тебя на всегда,
Окружающая среда!
Ученик: В природе столько красоты-
Вглядись, и ты поймёшь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла.
О чём под вечер, в поле ржи,
Поют перепела……
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это всё сберечь.
Ученик: Давайте вместе землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью , как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая , живая.
Прекрасная хоть лето, хоть зима…..
Она у нас одна, одна такая!
Путешествуя по воображаемой « экологической тропе», вы будете делать остановки на « волшебных полянах». Каждая команда получит маршрутный лист.
Каждая команда получает маршрутный лист.
Зелёный патруль.
Жёлтый патруль.
Синий патруль.
Команды расходятся по маршрутам.
Поляна «Экоумники»
Здесь нет лесов, солончаки,
Да камышей густые гривы,
Да Волги - матушки реки
Необозримые разливы,
Восток несёт сюда пески
Из раскалённых Каракумов
И, если встанешь на носки,
Увидишь даль песков угрюмых.
Кто видел африканский Нил
В плену сплошной пустыни жёсткой,
Тот непременно бы сравнил
Его с величьем дельты волжской.
- О каком крае написал стихотворение Борис Филиппов?
- Что помогло вам узнать наш родной край?
- Чудесная природа астраханского края богата полезными ископаемыми, рыбой овощами и фруктами. Известен и астраханский заповедник, в котором собраны редкие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу России. Это белый журавль, розовый пеликан, фламинго, беркут, степной орёл, дрофа, сайгак, водяной орех (чилим) и, конечно, наша астраханская роза - лотос. Но активная хозяйственная деятельность человека не могла не повлиять на природу. Много ошибок допустил человек, много вреда причинил родной земле.
Мы – эколята, молодые защитники природы должны её любить и охранять. А чтобы быть настоящими защитниками, надо хорошо знать и понимать природу.
Предлагаю сыграть в экологическую игру «Экоумники», и мы увидим, хорошо ли вы природу знаете.
ФАЙНДВОРД «7 ПТИЦ» .
Раздается текст командам, где нужно отыскать 7спрятанных названий птиц за 1-2 минуты. За каждое найденное слово – 1балл.
К Ляле пришли гости. Они собираются пить чай. Карамель и печенье лежат в вазочке. Ира и Стас разрезают торт. У Ткачук Юли в руках тарелка с пирожками. Федя Тельцов разламывает шоколад. Кот Васька – цап Лялину конфету со стола! Васька совал свой нос даже в торт! Федя отругал капризного кота.
«ЛОВИСЬ РЫБКА»
1. Знаете ли вы, что хобот может быть не только у слонов, но и у рыб? Причём у нас в России есть такая рыба. Как она называется? (лещ)
2. У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, птиц и даже... часы, монеты. Что это за рыба? (щука)
3. Эту рыбу называет водяной лисой. И она действительно хитра, как лиса, а оказавшись в садке, она просто-напросто перерезает сетку садка, если та не очень прочная, и сбегает, (карп)
4. В России водится самая большая из пресноводных рыб. Как она называется? (сом)
ВИКТОРИНА «ДОРОГОЕ МОЁ ПОНИЗОВЬЕ»
1. Назовите самое красивое и редкое растение Астраханской области. (Лотос)
2. Какое полезное ископаемое Астраханской области используется в пищу? (Соль)
3. Самая крупная рыба наших водоёмов? (Белуга)
4. Самая маленькая птичка области. (Королёк)
5. Желтовато-серая антилопа наших степей. (Сайгак)
6. Овощ, из которого делают пасту. (Помидор)
7. Хищная пресноводная рыба с маленькими глазками и без чешуи. (Сом)
8. Слово, обозначающее овощ и старинное оружие. (Лук)
9. У какого насекомого уши на ногах? (Кузнечик)
10. Самая крупная ягода, (Арбуз)
11. Как называется участок территории, на котором запрещена охота и ловля рыбы, занятие промышленной деятельностью или сельским хозяйством? (Заповедник)
12. Где зимуют раки? (В ямах на дне реки)
13. На скольких островах расположена Астрахань? (Ha ll островах)
Итог: диплом « Экоумники»
Поляна « Экодело»
Учитель: Загадка «На горе шумит, А под горой молчит» ( лес)
1 слайд. Лес
- Жил –был лес.
2 слайд. Птицы.
- Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушайте ( звучит аудиозапись голосов птиц)
3 файл. Звери.
- Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.
4 файл. Человек.
- Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватало.
5 файл. Вырубка леса.
- Стал тогда человек вырубать лес.
6 файл. Пожар в лесу.
- Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
7 файл. Загрязнение воздуха и водоёмов
- Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озёра и загрязняли воду в лесу. Дым из труб заводов отравляли воздух.
8 файл. Просьба леса.
- Негде стало жить бедным животным. И ушли они из леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. ( обсуждение экологической катастрофы)
Обращение сказочных героев к ребятам.
Волк.
Люди, к вам мы хотим обратиться сейчас,
И мечтаем, чтоб все вы услышали нас:
Берегите природу, она нам, как мать,
Научитесь её слышать и понимать!
Говоря, вы мудрей и разумнее нас…
Так зачем отдаёте жестокий приказ?
Ни к чему ради шкур вам зверей истреблять
И без счёта деревья в лесах вырубать.
Подскажите, как совесть от сна разбудить,
Равнодушье лекарством каким исцелить?
Распахните сердца, чтобы чувства впустить,
И тогда вам удастся весь мир полюбить!
Красная Шапочка.
Сегодня мы с вами попадём в необычное царство, в Лесное Царство царя Берендея. Лес- это природное сообщество. Я вам напомню какие деревья мы можем увидеть в лесу. ( Показ слайдов)
Учитель: Наш сказочный поезд мчится через сказочный лес и подъезжает к станции «Зелёная»
Как вы думаете , почему она так называется? (Работа по озеленению станции)
Загадки и шуточные вопросы. (за правильные ответы выдаётся посадочный материал)
Обращение сказочных героев к ребятам.
Итог: Проект по озеленению ж/д станции.
Ход работы на станции «Экосад».
Встреча детей на станции
Экскурсия по школьному саду.
Знакомство с фруктовыми деревьями и кустарниками
Исследовательская деятельность:
«Исследователи природы»
Инструкция
1. Рассмотрите растение.
2. Определите, что это – дерево или кустарник? Почему?
3. Исследуйте ствол, кору растения: размеры, цвет коры, форма коры.
4. Исследуйте лист фруктового растения:
простой или сложный, определите среднюю длину листьев (измерьте длину 10 листьев, сложите эти цифры и разделите на 10),
какого цвета лист и почему, есть ли прожилки,
3) зачем на листьях есть прожилки.
5. Исследуйте лист кустарника:
1. измерьте длину сирени,
2. посчитайте, сколько веточек
6. Исследуйте плоды или семена растения.
7. Подумайте, как распространяются семена растения.
Работа по изготовлению бирок на деревья и паспорта деревьев
Итог: У дерева может быть паспорт. Определить возраст дерева можно по его коре, чем толще дерево и грубее его кора, тем оно старше. В школьном саду на саженцы прикрепили «паспорт дерева»
Подведение итогов:
Вот и подошёл к концу наш урок -игра . Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!