Цели:
1) Познакомить с кровеносной системой человеческого организма, её органами и их значением.
2) Развивать познавательные способности, наблюдательность, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, воображение и образное мышление.
3) Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и чуткое, заботливое отношение к окружающим людям.
Оборудование урока:
Наглядные пособия
- настенная карта «Политическая карта мира»;
- флажки-отметки стран: Финляндии, Швеции, Норвегии;
- карточки с заданиями для индивидуальной работы;
- схемы: «Дыхательная система», «Пищеварительная система»,
«Кровеносная система»;
- карточки с названиями органов кровеносной системы;
- карточки с вопросами для обсуждения фильма (по 1 на парту).
Технические средства
- фильм BBC «Тело человека», диск 4, эпизод 3;
- аудиазапись с ритмичной музыкой;
- ноутбук, проектор, экран;
- секундомер.
Ход урока
1. Орг. момент
Урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. На парте у вас учебник, тетрадь, дневник и пенал.
2. Характеристика погоды и изменений в природе.
Начинаем наш урок с характеристики погоды. (Вызванный ученик записывает характеристику на доске)
Откройте свои тетради, отступите 4 клетки вниз и запишите слева дату наблюдения…
Дата облачность температура осадки ветер особые явления
наблюдения воздуха природы
- Какое сейчас время года? (Осень.)
- Какие изменения происходят осенью в неживой природе? (Дни стали короче, а ночи длиннее. Солнце низко стоит над горизонтом. Понижение температуры воздуха. Чаще погода пасмурная, осадки в виде дождя и снега.)
- Что изменилось в жизни растений? ( Увядание, засыхание травянистых растений, изменение окраски листьев у деревьев и кустарников, листопад.)
- Какие изменения происходят в жизни животных? (Линька, подготовка к зиме, перелёт птиц в тёплые края и т. д.)
- А человек как-то реагирует на изменения во внешней среде? (Да.)
- Как? (В связи с похолоданием одевается в тёплую одежду, подготавливает к зиме жилища, убирает урожай. У человека может ухудшаться настроение в пасмурную дождливую погоду.)
- Действительно, в связи с недостатком солнечного света настроение человека может заметно ухудшаться, без солнца нам не хватает энергии. Хандра, упадок сил объясняются ещё и отсутствием насыщенного цвета в окружающем мире. В некоторых странах на это обращают серьёзное внимание. Так в странах, расположенных вблизи северного полярного круга, где полгода длится полярная ночь, а это страны Северной Европы: Норвегия, Швеция и Финляндия, устраивают дополнительное усиленное искусственное освещение и на улицах, и в помещениях. (Рассказ сопровождается показом на карте названных стран и фиксирование флажком.) Чтобы не впасть в уныние, надевайте осенью одежду яркого цвета, больше времени проводите на свежем воздухе, усильте дома освещение.
3. Индивидуальная работа.
- Сейчас некоторые ребята получат индивидуальные задания, на карточках нужно будет отметить правильные ответы и закончить начатые предложения. Время на выполнение задания – 3-5 минут.
- Остальные работают вместе со мной.
4. Фронтальный опрос, комбинированный с монологической речью.
- Скажите, а почему человек реагирует на изменения во внешней среде? (Потому, что человек – это живой организм.)
- Какие признаки кроме реакции на внешнюю среду ещё присущи человеку, как живому организму, биологическому существу? (Человек растёт, дышит, питается, размножается, стареет и умирает.)
- Какая система органов обеспечивает дыхание? (Дыхательная система.)
- Расскажите как происходит процесс дыхания? (Монологический ответ учащегося, сопровождаемый показом на схеме.)
- Какая система органов отвечает за питание человека? (Пищеварительная система.)
- Расскажите о работе пищеварительной системы. (Монологический ответ учащегося, сопровождаемый показом на схеме.)
- Желудок, печень, легкие, трахея, бронхи…. Что защищает эти внутренние органы от повреждений? (Скелет туловища.)
- Из чего состоит скелет человека? (Из костей.)
- Сколько их в организме человека? (Около 200.)
- Я сейчас буду показывать кости скелета, а вы будете их называть. (Череп, рёбра, бедро, голень, позвоночник…)
- Для чего нужен скелет человеку? (Опора тела, орган движения, защита мозга и внутренних органов от повреждений.)
- Что кроме скелета обеспечивает передвижение человека? (Мышцы.)
- Каково количество мышц в теле человека? (Около 600.)
- Основные свойства мышц? (Сокращение и расслабление.)
- За что кроме движения костей отвечают мышцы? (За движение внутренних органов: желудка, лёгких, сердца, движение головы, глаз, шеи, языка, носа, рта; за мимику.)
- Скажите, без какой системы организма невозможны были бы согласованные действия всех наших органов? (Без нервной системы.)
- Из чего состоит нервная система? (Из головного мозга, спинного мозга, нервов.)
- С какой скоростью передаются сигналы по нервам? (Со скоростью 120 м/с.)
- Что нужно получать мозгу для нормальной работы? (Кислород и глюкозу.)
-Как кислород из лёгких, а глюкоза из пищеварительной системы попадёт в мозг? (С кровью.)
5. Сообщение темы и задач урока:
- Сегодня на уроке мы будем изучать кровеносную систему человеческого организма.
1) Познакомимся с органами кровообращения.
2) Определим значение сердца и кровеносных сосудов в организме человека.
3) Выясним, как влияет физическая нагрузка на изменение пульса.
4) Увидим, как выглядит и работает сердце.
(Эти задачи урока для учеников записаны в виде плана на доске заранее, открываются тогда же, когда и тема урока. Учитель проговаривает их, указывая на план. Тему урока ученики записывают в тетрадь:
«Кровеносная система человеческого организма».)
6. Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 19, рассмотрите схему кровеносной системы, прочитайте текст под схемой.
- Как движется кровь в организме человека? (По сосудам, по кругу.)
-Откуда она вытекает? (Из сердца.)
- Как называется сосуды, по которым кровь вытекает из сердца? (Артерии.)
- По каким сосудам кровь возвращается в сердце? (По венам.)
- Каким цветом артерии показаны на схеме? (Красным.) А вены? (Синим.)
7.Рассказ учителя.
(Сопровождается показом схемы на доске «Органы кровообращения» и прикреплением к схеме карточек со словами: кровеносные сосуды, артерия, вена, сердце, сердечная мышца.)
- Свежий воздух и питательные вещества, растворённые в крови, движутся с кровью по особым трубочкам – кровеносным сосудам. Кровеносные сосуды в теле человека имеют различные размеры: от толщины человеческого волоса до толщины карандаша. Толстые сосуды постепенно разветвляются на более мелкие, пронизывают всё наше тело.
- Рассмотрите ваши руки с наружной и внутренней стороны. Голубовато-синие полоски – это сосуды.
- Кровь по сосудам движется стремительно – за полминуты-минуту она может обежать всё тело, а толкает - качает кровь по сосудам – сердце человека. Сердце – это «насос», надежный и мощный, расположенный в грудной клетке. Сердце имеет довольно сложное строение, но главный принцип его работы – способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает в себя кровь из вен, а при сокращении кровь подаётся в артерии. Сокращает сердце сердечная мышца. Работу сердца можно услышать, приникнув ухом к груди другого человека. А можно почувствовать на себе, прощупывая кровеносные сосуды.
Кровь подаётся в сосуды толчками, а эти толчки можно нащупать в определённых местах тела – на шее, висках, запястье. Это пульс.
8. Практическая работа, совмещённая с физпаузой.
- Сейчас мы с вами проведём небольшое исследование: измерим свой пульс в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Возьмите правой рукой себя за левое запястье и прижмете сосуд слева, нащупайте пульс. Мы должны определить количество ударов за одну минуту. Для этого подсчитаем пульс за 15 секунд, проведём несложную математическую операцию и вычислим частоту сердечных сокращений за 1 минуту. На счёт «начали» начнёте отсчитывать количество ударов.
- Приготовились, начали!
- Сколько ударов у вас получилось? (15-18.)
- 15 секунд – это какая часть минуты? (1/4)
- Что нужно сделать с вашим результатом? (Умножить на 4.)
- Умножьте. Сколько получилось? (60-70.)
- Это нормальный пульс здорового человека в спокойном состоянии.
- А сейчас под музыку будем выполнять приседания.
- Приготовились, начали!(15 раз)
Замер пульса после физической нагрузки. (1 минута)
- Сколько ударов в минуту? (90.)
А почему пульс участился? (Сердце бьётся чаще, чтобы прокачать больше крови. Чем больше крови, тем больше питательных веществ и кислорода поступит в мышцы.)
- А кто знает, какого размера у вас сердце? (Величина кулака соответствует размеру сердца. У каждого из вас размер сердца индивидуален.)
9. Домашнее задание.
- Откройте дневник и запишите д./з.
Сравнить величину своего сердца и близкого человека. Замерить пульс у взрослого члена семьи. Внимательно прочитайте текст учебника на с.19-21
(Задание уже предварительно записано на доске)
10.Просмотр и обсуждение фильма.
- Скажите, ребята, у кого-нибудь из вас или ваших родственников есть болезни сердца или сосудов?
- Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из фильма и увидим операцию на сердце, называемую шунтированием.
- Смотрите и слушайте внимательно, найдите в фильме ответы на вопросы. Вопросы по рядам. (На каждой парте листочек с вопросами; по три вопроса на каждый ряд; учитель зачитывает вопросы для каждого ряда вслух.)
1) Назовите болезнь-убийцу №1, о которой говорится в фильме.
2) Сколько литров крови прокачивает человеческое сердце за день?
3) Что может послужить причиной закупорки артерий?
4) Какой врач лечит болезни сердца?
5) Через какое время после остановки сердца умирает мозг, лишившись крови?
6) Что берёт на себя функцию сердца и лёгких во время операции?
7) Считается ли человек мёртвым, если сердце остановилось? Почему?
8) Какой орган поддерживает биение сердца, дыхание, кровяное давление, температуру тела?
9) Без чего не может продолжать биться сердце? Почему?
Ответы на вопросы. После ответа на первый вопрос поговорить с детьми о том, как можно предотвратить инфаркт.
- Скажите, а что вы можете сделать, чтобы у ваших близких не случился инфаркт? (Не огорчать, не обижать, не включать громко музыку, вести себя спокойно рядом со взрослыми и пожилыми людьми, помогать родителям, которые устали на работе, от житейских проблем, рассказать об увиденном фильме и.т. д.)
Ответы:
болезнь сердца – инфаркт;
7500;
сгустки крови;
кардиолог;
через 5 минут;
6) машина;
7) нет; человек считается мертвым, после того как умирает мозг;
8) ствол мозга;
9) без поступления в сердце крови, потому что вместе с кровью поступают в организм кислород и питательные вещества.
О значении и составе крови вы узнаете на следующем уроке.
11. Домашнее задание
К следующему уроку в тетрадях выполните творческое домашнее задание:
напишите благодарность органам кровеносной системы за свою жизнь.
(Запись в тетрадь д./з.)
12. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- Скажите, какие органы относятся к кровеносной системе? (Сердце, кровеносные сосуды: артерии и вены.)
- Каково значение кровеносных сосудов в организме?
- Какую работу выполняет сердце?
- Как после физической нагрузки изменяется пульс? Почему?
- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни?
- Где?
- Что вы считаете нужным запомнить из сегодняшнего урока?
- Будьте внимательны к своему здоровью и окружающим вас людям.
- Урок окончен.
Отметь правильные ответы на вопрос: «Что помогает развитию скелета и мышц?»
------- Физические упражнения и спортивные игры.
------- Долгое лежание.
------- Длительный просмотр телепередач.
------- Правильное питание.
------- Длительные компьютерные игры.
2. Закончи предложение:
В желудке пища переваривается под воздействием ____________________________________________
Подчеркни названия тех органов, которые относятся к нервной системе:
Головной мозг, сердце, череп, спинной мозг, мышцы.
Отметь правильные ответы на вопрос: «Что помогает развитию скелета и мышц?»
------- Физические упражнения и спортивные игры.
------- Долгое лежание.
------- Длительный просмотр телепередач.
------- Правильное питание.
------- Длительные компьютерные игры.
2. Закончи предложение:
В желудке пища переваривается под воздействием ____________________________________________
3. Подчеркни названия тех органов, которые относятся к нервной системе:
Головной мозг, сердце, череп, спинной мозг, мышцы.
1) Назовите болезнь-убийцу №1, о которой говорится в фильме.
2) Сколько литров крови прокачивает человеческое сердце за день?
3) Что может послужить причиной закупорки артерий?
4) Какой врач лечит болезни сердца?
5) Через какое время после остановки сердца умирает мозг, лишившись крови?
6) Что берёт на себя функцию сердца и лёгких во время операции?
7) Считается ли человек мёртвым, если сердце остановилось? Почему?
8) Какой орган поддерживает биение сердца, дыхание, кровяное давление, температуру тела?
9) Без чего не может продолжать биться сердце? Почему?
_________________________________________________
1) Назовите болезнь-убийцу №1, о которой говорится в фильме.
2) Сколько литров крови прокачивает человеческое сердце за день?
3) Что может послужить причиной закупорки артерий?
4) Какой врач лечит болезни сердца?
5) Через какое время после остановки сердца умирает мозг, лишившись крови?
6) Что берёт на себя функцию сердца и лёгких во время операции?
7) Считается ли человек мёртвым, если сердце остановилось? Почему?
8) Какой орган поддерживает биение сердца, дыхание, кровяное давление, температуру тела?
9) Без чего не может продолжать биться сердце? Почему?