Цель:
Экологическое воспитание младших школьников.
Задачи:
Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
Формирование ответственности за свои действия и поступки.
Развитие речи и эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.
Заложить основы природоохранного поведения.
Время проведения: 40-45 минут
Оборудование:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
аудиозапись «Звуки природы»;
для эксперимента: 2 банки, воронка, вата, бинт, ножницы.
Листы бумаги для оригами
Оформление:
Зал оформлен плакатами и высказываниями.
Выставка книг по экологии.
Глобус
Ход занятия
1.Орг.момент (психологический настрой)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть сегодня. А чтобы нам поближе познакомиться, предлагаю маленькую игру.
- Давайте встанем в круг. Правую руку поверните ладонью к небу, а левую ладонь поверните к земле. А теперь соедините свои ладони с ладонями соседа. Посмотрите, какой у нас получился замкнутый круг. Мы зарядили друг друга энергией неба и земли. Наши руки будут, как проводники. И слова, которые я сейчас скажу, пройдут по этим проводникам и согреют сердце каждого из нас.
- Я спешу сказать Вам: «Здравствуйте! Добрый день»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам: «Радости, Удачи, успехов и везения!»
Чтоб пожелать всем – прекраснейшего настроения
(присаживаются на места)
Мотивация
У всех из нас есть мать одна,
По имени Природа.
У неё, для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты -
Поля, луга, леса, моря и реки.
Но бережём ли мы эту красоту?
- Что угрожает нашей планете?
-Как выдумаете, о чем мы сегодня пойдет речь?
- Как вы уже поняли, ребята, что тема нашего занятия будет посвящена окружающей среде. Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране «Экология». Давайте узнаем, что такое экология. Кто-то знает?
Экология – наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
Посмотрите на пол. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.
– Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)
– Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?
– Где поезд делает остановки? (На станциях.)
– Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться и о чем говорят нам названия этих станций? (Царство растений – о растениях, зоологическая – о животных, Родниковая – о воде, Закаляйся – о закаливании, Бережливая – о бережливости.)
(Перед доской стоят стулья по количеству учащихся, дети садятся на стулья)
– Как поезд набирает скорость? (Дети руками показывают движения и произносят слова «чух-чух-чух» сначала медленно, постепенно убыстряя темп движения руками и голосом.)
– А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)
– Поехали! А чтобы было веселей, споем песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова).
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ»
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос и дает ответ.
На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
-Какой вред человек наносит царству Растений?
- Как мы с вами можем сберечь природу?
– Молодцы, ребята!
Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше напевая песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского).
СТАНЦИЯ «ЗООЛОГИЧЕСКАЯ». (либо другой вариант этой игры - включать аудио запись «Звуки природы. Животные», а дети должны послушать и угадать кто это)
Ребята, будьте внимательны.
Зачитываются стихи о животных, команда, угадавшая правильный ответ получает по 3 баллов.
1.Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. ПЧЕЛА
2.Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе елью. МУРАВЬИ
3.Он сети, как рыбак, готовит,
Но рыбы никогда не ловит. ПАУК
4.С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку,
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка. КУЗНЕЧИК
5. Кто ходит в костяном пальто? ЧЕРЕПАХА
6.Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. ЛЯГУШКА
7.На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. СОМ
8.Колюч, да не еж? ЕРШ
9.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По полям кочует-
Зернышки ворует. ВОРОБЕЙ
10.маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. МЫШЬ
11.Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает. КРОТ
Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
- какую пользу животным приносит человек?
- Скажите, а всегда ли человек приносит пользу животным?
- А кто такие «браконьеры»?
- А как человек помогает животным, численность которых уменьшается из-за браконьеров?
-Молодцы, ребята! Вы и тут справились с заданиями!
– Поехали дальше! А чтобы было веселей, поем дальше песню «Голубой вагон»
СТАНЦИЯ «РОДНИКОВАЯ»
- О чем пойдет речь на этой станции?
- Верно, о воде.
- Послушайте сказку.
Жил старик на берегу широкой глубокой реки. Как-то раз стал он ловить неводом рыбу. Закинул он первый раз невод, пришёл к нему невод с одними лишь консервными банками. Во второй раз закинул старик невод, пришёл к нему невод с башмаками, палками да бутылками. Закинул он невод в третий раз. И попал к нему в невод… рак. И вдруг заговорил рак человеческим голосом:
- Не отпускай меня, старик, обратно в речку. А посади меня в аквариум с чистой водою. За это сослужу тебе службу. Буду тебе говорить, какая вода – чистая, а какая – нет.
- Как вы думаете, почему рак не захотел жить в речке?
- Почему вода в речке стала грязной? Кто ее загрязнил?
- А только ли речка страдает от пагубного отношения человека к природе?
- Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода?
- А в речке, озере, море, океане, какая вода?
- Почему необходимо, чтобы там была чистая вода? (Если вода будет грязной, то погибнет всё живое).
-А как человек может помочь водоемам?
- Какие современные приспособления помогают нам очистить воду?
Самая чистая – это кипячёная вода. В морях и океанах вода горько – солёная - непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы. Очищают от грязи. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо беречь.
- Предлагаю провести эксперимент по очистке воды.
( на столе 1 банка пустая, другая с мусором. 1. Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить фильтр (педагог говорит, что в домашних условиях можно использовать бумажные салфетку, вату, слой бинта). 2. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.)
Ребята, вы большие МолодЦы!
Предлагаю отправится дальше.
- и так, Путешествие продолжается. Пока мы едем, я научу вас делать массаж спины со словами. Встанем и повернемся друг к другу спиной.
Рельсы, рельсы,
Шпалы, шпалы –
Ехал поезд запоздалый.
Вдруг с последнего вагона посыпался горох.
Пришли куры, поклевали.
Пришли гуси, пощипали.
Пришел слон, потоптал.
Пришел дворник, все подмел.
Пришел директор, поставил стул, стол и пишет:
Дорогая дочка!
Тире, точка.
Дорогая жена!
Тире, точка.
Дорогая жена!
Дорогая дочка!
Динь-динь. Точка.
СТАНЦИЯ «РЕБУС»
-Ребята, у вас на столах лежат конверты. Откройте их.
(Каждая команда получает шифровку)
-Что в конверте?! Криптограмма.
- Вам нужно расшифровать пословицу, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
(Пока дети разгадывают криптограмму, учитель рассказывает им интересные факты)
А знаете ли вы, что…
Знаете ли вы, что если в коре дерева сделать крохотную ранку, в нее попадут споры грибов – трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть.
Знаете ли вы, что место под костром не зарастает 5 – 7 лет. Под костром выгорает верхний плодородный слой почвы. 0,5 – 1 см почвы образуется за 100 – 300 лет.
Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет, стекло – 1000 лет.
Ребята, как нужно относиться к природе?
- И так, поехали. Поем песню «Веселые друзья»
СТАНЦИЯ «БЕРЕЖЛИВАЯ»
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю вам, обсудить и подвести итог нашему путешествию. У каждой группы на столе есть лист и ручка. Придумайте командой правила бережного отношения к природе и давайте их обсудим.
Не губи деревья (не ломай ветви, не режь кору)
- Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.
- Не сори на месте своего отдыха.
- В меру бери дары природы.
- Учись наблюдать в природе.
- Учись слушать голоса природы.
- Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.
-Ребята, вы Молодцы! Вы много знаете о бережном отношении к природе и это радует) Я думаю, мы с вами будем принимать активное участие в работе по охране животных и растений.
-Ну, что отправляемся домой?
- Наш поезд набирает скорость? (Дети руками показывают движения и произносят слова «чух-чух-чух» сначала медленно, постепенно убыстряя темп движения руками и голосом.)
-Подъезжаем! Поезд подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)
(ЕСЛИ ВРЕМЯ РАСПОЛАГАЕТ ТО, ПРОВЕСТИ МАСТЕР - КЛАСС)
(каждому участнику квадрат из белой бумаги) Оригами Лебедь из бумаги.
Как сделать оригами лебедя? Очень просто. Для его изготовления потребуется только квадратный лист белой бумаги.
1. Сложите противоположные углы квадрата, загладьте диагональ. Это будет наша главная вспомогательная линия. Вдоль вспомогательной линии сложите 2 стороны квадрата, получится “воздушный змей”.
2. Переверните заготовку и к вспомогательной линии сложите 2 стороны четырёхугольника еще раз.
3. Сложите заготовку пополам вдоль вспомогательной линии.
4. Нижняя половина будет туловищем, верхняя шеей. От края “шеи” произвольный участок загните вверх, это будет голова лебедя.
5. Сложите заготовку по вспомогательной линии, чтоб большая часть ушла вовнутрь.
6. Потяните шею лебедя вверх, удерживая туловище. Удерживая шею, выдвиньте вперед голову лебедя. Загладьте складки.
7. Для придания голове формы разверните у нее нижние складки, и по имеющимся вспомогательным линиям сформируйте голову.
8. Для создания клюва кончик головы согните ступенчатой складкой (гармошкой) вовнутрь.
9. Расправьте птичке крылышки. Теперь Оригами Лебедь готов к перелету на наше озеро! Если аккуратно нажимать на хвостик лебедя, то он будет плыть по озеру.
Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что лебедь, которого мы с вами сделали, поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
─ Какой вывод вы для себя сделали?
- Все верно!
- От того каким будет лес, какой будет окружающая нас природа зависит только от нас, людей, живущих на этой Земле.
- Спасибо, всем вам, за интересное путешествие)