Цели:
Создать условия для проявления познавательной активности, стимулировать учащихся к сравнению и выявлению существенных признаков органов растений и групп растений.
Задачи:
1) Познакомить учащихся:
с органами растений, их разнообразием и значением в жизни растений;
с основными группами растений: водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми; с отличительными признаками этих групп
2) Развивать познавательные способности, наблюдательность, умение анализировать, образное мышление, коммуникативные качества (через работу в парах), самооценку.
3) Воспитывать эмоционально-волевую сферу учащихся, любовь к природе.
Оборудование урока:
Наглядные средства:
- гербарий дикорастущих растений;
- вариативно-дидактические карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
- карточки с названиями растений-хищников;
- карточки с названиями этапов урока;
- рисунки рожиц, отражающих настроение: радость, огорчение, удивление, тревогу;
- метки, сделанные в виде частей растений (цветы, листья, плоды, ягоды).
- мультимедийный учебник «Окружающий мир. 3 класс. Уроки Кирилла и Мефодия».
Урок 08.«Участники круговорота веществ. Растения и их роль на Земле»
- фильм ВВС «Жизнь растений» (Диск 1, фильм 2 «Невидимая жизнь растений», эпизод 5)
Аудио – средства:
фонограмма «Утро» Григ.
Технические средства:
ноутбук; проектор; экран; телевизор, DVD.
Ход урока:
Приветствие
Начинаем урок окружающего мира. Проверим готовность к уроку. Все готовы? Тогда начинаем.
Определение темы урока
А начать его мне хотелось бы с небольшой заочной экскурсии. Куда? Вы сейчас узнаете.
Показ слайдов из Ботанического сада (музыкальное сопровождение: Э. Григ «Утро»)
- Какое чувства, мысли, настроение вызывали у вас эти кадры, эта музыка? (Радостное)
- Почему? (Связано с воспоминаниями о поездке в ботанический сад)
- Что такое ботанический сад?
- Что вы увидели в ботаническом саду? (Разнообразные растения)
- В чем их разнообразие (отличительные особенности)? (Разные по высоте, листьям,
цветам, их размерам)
- То есть растения с разным строением? (Да)
- Вы догадались, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Строение и разнообразие
растений)
-Давайте придумаем название нашему уроку. Напомнить, что в названии отражается либо
тема, либо главная мысль. (Дети придумывают названия: «Строение и разнообразие
растений», « Разнообразие растений на нашей планете зависит от разнообразия их
строения)
Запись темы урока в тетрадь
3.Обсуждение плана урока (выбор последовательности его этапов):
Название урока
Исследование темы урока ( по традиционному учебнику, по мультимедийному учебнику, рассказ учителя)
Физминутка
Практическая работа
Работа с карточками (индивидуально или в парах)
Просмотр отрывка из фильма
Домашнее задание
Итог урок
(осуждаем план урока и напечатанные карточки с этапами урока вызванный ученик прикрепляет к доске, объясняя свой выбор)
4.Исследование темы урока
4.1. Заполнение таблицы Донны Огл (З. Х. У.)
-Что я знаю по данному вопросу?
-Что хочу узнать? (Составить и записать вопросы в тетрадь)
- Это ваша личная цель сегодняшнего урока. Изучив материал, вы сможете ответить на интересующие вас вопросы.
4.2 Изучение нового материала.
- По учебнику, по мультимедийному учебнику или из рассказа учителя?
Варианты:
а) по учебнику
Прочитайте текст учебника на с. 80-83, с.85-87, найдите ответы на подготовленные мною вопросы.
Чтение статей текста «Строение растений», «Разнообразие растений». Работа по вопросам после каждой из статей.
б) рассказ учителя о строении и разнообразии растений, схематичное изложение нового материала учителем на доске, учениками в тетради.
в) по мультимедийному учебнику «Окружающий мир. 3 класс. Уроки Кирилла и Мефодия».
Урок 08.«Участники круговорота веществ. Растения и их роль на Земле»
Выбор помощника для работы на компьютере.
Перед вами подготовленные мною вопросы, на которые необходимо ответить в процессе изучения нового материала:
Какая была исходная среда жизни растений? (Водная)
Какие растения на Земле были первыми? (Водоросли)
На какие группы делятся водоросли? (Одноклеточные и многоклеточные)
Чем они отличаются? (Одноклеточные состоят из одной клетки, неразличимы невооружённым глазом, плавают в толще воды, многоклеточные состоят из множества клеток, имеют разнообразную форму, размер и окраску, прикрепляются ко дну)
Что вырабатывают водоросли? (питательные вещества, кислород, углекислый газ)
Назови органы растения и скажи, для чего необходим каждый из этих органов.
Почему растения называют «удивительными поварами»?
(Получая воду из почвы и углекислый газ из воздуха, растения на свету «готовят пищу»: сахар и крахмал. В «зелёной кухне» вместе с питательными веществами образуется кислород)
Какое растение образовано двумя организмами: грибами и водорослями? (Лишайник)
У каких групп растений не стеблей, корней, листьев и цветков? (У лишайников и водорослей)
Какие из органов растений есть у папоротников (корень, стебель, листья) а каких нет? (Цветок, плод, семена). Ответа на этот вопрос нет в мультимедийном учебнике. Поиск информации в учебнике «Окружающего мира».
Какое топливо образовалось из остатков древних растений, в частности папоротников? (каменный уголь)
Какие органы растений есть у мхов? (Стебель, листья) А каких нет? (Нет корней и цветков)
Как размножаются папоротники и мхи, если у них нет цветков, плодов, семян? (Спорами)
Информация по этому вопросу есть только в учебнике «Окружающего мира».
У каких растений есть все органы? (У цветковых)
Чем хвойные отличаются от цветковых растений? (Имеют особенные листья – хвоинки; нет цветка и плода, а есть шишка с семенами)
Вы знаете, что животные бывают травоядные, бывают хищные. А вот бывают ли растения-хищники?
Учащиеся отвечают на вопросы по мере изучения той или иной странички мультимедийного учебника, выполняют задания, предложенные Космиком, главным героем этого учебника.
Если на последний вопрос учащиеся не знают ответа, то они его получат, просмотрев отрывок из фильма ВВС «Жизнь растений».
5. Физминутка
Я - маленькое зёрнышко
Расту, расту, расту,
Всё выше и выше вверх вырастаю.
Все мои листочки весело играют,
Тёплый ветерочек веточки качает.
Осень наступает, листья опадают
И маленькие зёрнышки снова засыпают…
6. Практическая работа
Работа в парах.
Рассмотри листья 2-х разных растений, сравни их. Чем похожи? Чем отличаются? Воспользуйтесь текстом о листьях в учебнике на с.81 учебника.
Каждая пара получает гербарные растения разных видов (с листьями-хвоинками, с листьями простыми и сложными, разных форм и размеров), напр. Дуба и рябины, берёзы и клевера, сосны и ели, кедра и пихты и т. д.
Обсуждение результатов работы.
7. Работа с ВДК
(На выбор: индивидуально или в паре)
На столах карточки с заданиями разных уровней сложности. Уровень сложности отмечен одной, двумя и тремя звёздочками соответственно. Учащиеся выбирают, как им работать в паре или индивидуально и задание, которое ему по силам.
Выполнение задания и обсуждение результатов.
8. Просмотр фильма
-А бывают ли растения-хищники? Что вы об этом знаете?
Просмотр и обсуждение отрывка из фильма ВВС «Жизнь растений» (Диск 1, фильм2 «Невидимая жизнь растений», эпизод 5)
В процессе просмотра учитель прикрепляет на доску карточки с названиями растений-хищников.
9. Домашнее задание:
Для всех:
познакомиться с тем, как устроены такие части растений, как почка, цветок и семя4 а так же с дикорастущими и культурными растениями и предками культурных растений, прочитав дополнительный материал учебника
Прочит. с. 83-84; с.87-88 учебника
По выбору:
а) практическая работа – описание комнатного растения по плану в раб. тетради
Раб. тетр. № 70 с. 32-33
б) творческое задание – нарисуй растение с необычными цветками и плодами
Раб. тетр. № 80 с. 35
в) подбери материал и составь рассказ о растении, завезённом из другой страны.
10. Итог урока
10.1 Заполнение третьей части таблицы: что узнал на уроке? Обсуждение.
10.2 Рефлексия – «Чувства»
-Какие чувства ты испытывал в течение урока: радость, недоумение, удивление, огорчение?
Все ученики прикрепляют вокруг рожиц свои метки, сделанные в виде частей растений (цветы, листья, плоды, ягоды)
10.3 Самооценка.
Оцени свою работу на уроке. Если работал увлечённо, активно, в полную силу, находил компромисс со своим напарником, не мешал товарищам, выслушивал ответы других, а не только свои, соблюдал дисциплину, значит, заслужил «сердечко». Получи его.
Учитель благодарит детей за работу на уроке.
Вопросы для исследования темы урока:
Какая была исходная среда жизни растений?
Какие растения на Земле были первыми?
На какие группы делятся водоросли?
Чем они отличаются?
Что вырабатывают водоросли?
Назови органы растения и скажи, для чего необходим каждый из этих органов.
Почему растения называют «удивительными поварами»?
Какое растение образовано двумя организмами: грибами и водорослями?
У каких групп растений не стеблей, корней, листьев и цветков?
Какие из органов растений есть у папоротников, а каких нет?
Какое топливо образовалось из остатков древних растений, в частности папоротников?
Какие органы растений есть у мхов? А каких нет?
Как размножаются папоротники и мхи, если у них нет цветков, плодов, семян?
У каких растений есть все органы?
Чем хвойные растения отличаются от цветковых растений?
Вы знаете, что животные бывают травоядные, бывают хищные. А вот бывают ли растения-хищники?
Задания для самостоятельной работы
Напиши названия органов цветковых растений:
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
Напиши названия растений каждой группы.
|
|
|
Прочтите текст. Сколько ошибок допущено в нём? Число ошибок укажите в квадрате цифрами . Перепишите текст правильно.
У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соедини линиями названия растений с соответствующим названием органов, употребляемых человеком в пищу.
Растения: Органы растений:
капуста белокочанная плод
слива листья
огурец семена
горох корень
морковь стебель
лук
кукуруза
Почему осенью бывает листопад? Какое значение имеет листопад для растений? Ответ напишите.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В старину считалось, что если ночью найдёшь цветущий папоротник, то станешь счастливым. Как ты думаешь, удалось ли это кому-нибудь? Объясни свой ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему легче дышать в местах, где растёт много растений? Ответ напишите.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом не вымерзают? Ответ напишите.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для самостоятельной работы
по теме «Почва»
Выбери и подчеркни правильное определение почвы. Объясни свой выбор.
Верхний слой земли.
Верхний слой земли, где есть песок, глина.
Верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода.
Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Верхний песчаный слой земли.
Заполни схему «Состав почвы».
| |||||
Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?
Ответ напишите.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Докажите существование связи между горными породами, растениями, животными и почвой. Ответ напишите.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________