Цели урока:
Образовательные:
Учить говорить и отвечать на вопросы полным, развёрнутым предложением; повторить сезонные изменения в живой и неживой природе; продолжить знакомство с разнообразием форм, размеров, окраски листьев растений весной.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся.
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Воспитывать стремление бережно относится к природе в повседневной жизни.
Тип урока: обобщающий урок.
Формы организации работы: фронтальная работа с классом
Оборудование урока:
Иллюстрации с картинками деревьев
Раздаточный материал для каждого учащегося ( листья березы, клена, дуба).
План урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа над новой темой.
4.Практическая работа.
5.Физкультминутка.
6.Итоговое тестирование
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: -Ребята, посмотрите на гостей, друг на друга, пожелайте друг другу хорошего настроения, успехов в работе.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель: -Ой, ребята к нам кто-то еще идет в гости? Кто это?
Входит Весна (загадывает загадку)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ...
(Весна)
Учитель: Назовите, какое сейчас время года (весна)
Назовите весенние месяцы ? У весны есть три месяца: март, апрель, май.
-А скажите какой сейчас месяц весны за окном? (за окном апрель )
-Ребята, а вам какой месяц весны больше нравится? Почему? (высказывания детей, учителя)
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: «Весна». Ребята, мы вместе с волшебницей –весной побываем в весеннем лесу. Мы будем повторять признаки весны, учиться правильно и красиво говорить, рассуждать, узнавать много интересного.
4. Работа над темой урока.
Звучит мелодия шума леса (дети закрывают глаза и представляют как шумит лес)
Артикуляционная гимнастика.
Весна : - ребята, а сейчас мы с вами выполним упражнения для правильного речевого дыхания.
Дыхательные упражнения
«Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «хоботком».
«Капель»: произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса.
Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…
Б) Беседа «Сезонные изменения в природе».
Учитель: - Ребята, скажите как изменилась неживая природа?
- Опишите, какое стало небо? (Небо стало голубое, светлое)
- Какой дует ветер (дует теплый ветер)
-Что вы можете сказать про солнце? (Солнце ярко светит и сильно греет)
- Скажите почему люди одевают одежду полегче?
-Что происходит в жизни диких животных? (они меняют свои шубки, у них происходит линька)
-Почему произошли такие изменения в природе?
Учитель: -Правильно, наступила весна. Весна – самое красивое время года. Как чист и прозрачен воздух! Как хороши деревья весной! Зелёная листва деревьев создаёт нам сказку весеннего дня.
В)Беседа об изменении деревьев весной.
Учитель: - Я помогу вам открыть тайну весеннего леса.
Г) Дидактическая игра: «Весенние слова».
Весна: - Прежде чем мы с вами отправимся в лес давайте немного поиграем. Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
Учитель: - И так мы отправляемся в лес.
-Что мы видим в лесу? (деревья)
Все они высокие, стройные, красивые!
-Какие деревья вы знаете? (осина, липа, берёза, сосна, дуб, тополь)
-Прочитаем названия деревьев, около которых мы остановимся в лесу.
Берёза дуб клен
-Найдите эти деревья на картинках.
(название дерева, вызванный ученик прикрепляет к иллюстрации)
-Посмотрите внимательно и назовите, что общего есть у всех деревьев? (перечисляют)
- Назовите отличия этих деревьев. (ствол, крона, листья)
- Как изменились деревья с наступлением весны? (на деревьях появляются почки, а затем листочки) (Показ деревьев весной).
5.Физкультминутка.
Весна: -Ребята, а сейчас давайте с вами отдохнем и споем «Весеннюю песенку»
-А уж ясно солнышко припекло, припекло (дети идут по кругу, взявшись за руки, и поднимают их)
-И повсюду золото разлило, разлило ( продолжают идти и медленно опускают руки)
-Ручейки на улице все журчат ,все журчат (бегут на носочках в противоположную сторону, руки на поясе)
-Журавли курлыкают и летят, и летят (меняют направление движения, идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками)
6. Практическая работа.
а) Учитель: Ребята это вам весна принесла задание от лесного жителя – лесовичка. (весна раздает конверты с заданием)
-Какие они по цвету? (зеленые)
-По форме? (круглые, овальные, резные)
-По величине?(большие, маленькие, средние)
-А сейчас мы с вами будем выполнять интересные задания, которые приготовила для вас волшебница весна. Слушаем внимательно задания.
Ребята из осколочных картинок составят листья деревьев, а каких деревьев, они нам скажут позднее (ребята открывают конверты и достают материал для работы, начинают работу)
б) Пальчиковая гимнастика.
Весна: -А сейчас выполним пальчиковую гимнастику, что бы наши пальчики отдохнули.
«Веснянка»
(пальчиковая гимнастика)
Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей Прилетели сто грачей, А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают.
| Пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного. Повторить ещё раз.
«Бегут» пальчиками по столу. Кисти рук крест накрест, машут. Сжимают –разжимают кулачки. Трясут кистями, пальцы вверх. |
в). Игра «Какое дерево потеряло листок?».
Учитель: -А теперь проведем игру «Какое дерево потеряло эти листочки». Внимательно слушайте загадки, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки.
Загадка:
Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане (берёза).
Ученики показывают листочки.
Какой это листик?
Ответ ученика: Это берёзовый листик.
Загадка:
Могучий, огромный, столетний (дуб).
Какой это листик? Это дубовый лист.
Загадка:
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет ...
(Клён)
- А сейчас мы наши листочки определим к каждому дереву.
Молодцы! Я вижу, вы знаете и умеете различать листья деревьев.
7. Дидактическая игра:
Весна: «Назови ласково»
Лист-листик, птица-птичка, дерево-деревце, солнце-солнышко, цветок-цветочек и т. д. (играем передавая по кругу цветок: учитель-ребенок)
8. Беседа об охране природы.
Весна: - Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу.(нельзя шуметь в лесу, ломать ветви, обижать животных )
-Как необходимо бережно относится к живой и неживой природе?
(Любить, охранять, беречь, сажать, ухаживать)
Учитель: Лес - наше богатство, наша жизнь, наше здоровье. Он согревает, кормит, спасает.
-Что людям дают деревья? (дрова, бумагу, мебель, дома, …)
-Какую пользу приносит лес? (чистый воздух, кормит и согревает животных,…)
Лес дарит жизнь, воздух, здоровье.
9. Итог: рефлексия (оценить урок)