Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

Тип урока: урок открытия нового знания 

Цели: дать представление о физической карте, условных значениях, масштабе; познакомить с видами поверхности России; формировать умения, связанные с чтением карты. 

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить природные объекты с помощью условных обозначений и давать им характеристику; работать с текстом учебника; обозначать на контурной карте изученные природные объекты.

 

Формировать УУД:

познавательные

-сравнивать физическую и контурную карты, объяснять разницу;

регулятивные

-формулировать тему урока;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

коммуникативные

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;

 

Оборудование: физическая карта России, толковый словарь,

 

Ход урока

I Организационный момент

Дети хором:

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II Актуализация знаний

Работа по учебнику

- Прочитайте на с. 49  тему нового раздела .

- Как вы понимаете значение словосочетания? (Мы будем путешествовать по нашей

стране.)

- Чем отличаются наши путешествия в прошлом разделе  от этих путешествий? (Мы узнавали

о том, какие народы  проживают в России, какой у них язык, какие традиции)

- Прочитайте, что мы узнаем и чему будем учиться, изучая этот раздел.

 

III Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку.

Моря есть — плавать нельзя,

Дороги есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя. {Карта.)

 

(Учитель вывешивает на доску карту России.)

 

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Прочитайте на с. 50 тему урока.

Как вы ее понимаете?

(Определение можно найти в словаре)

- Что такое карта? (Карта — чертеж какой-либо части земли,  моря, неба.)

- Кто такой экскурсовод? (Специалист по проведению экскурсий)

- Что означает наша тема? (Путешествуя по России нашим экскурсоводом  станет карта)

IV  Работа по теме урока

- Какие еще виды карт вы знаете? (Карта полезных ископае­мых, политическая, карта

климата, карта полушарий, карта дорог и т. д.)

- Как называется карта, которая  на доске?(Физическая)

- Что это за карта? (На которой изображены природные объекты: реки, озера, горы)

- Что надо уметь , чтобы путешествовать по карте? (Для того чтобы путешествовать по

карте, надо научиться её читать.)

- Что значит читать карту? (Не только читать надписи на ней, но и  понимать и особый

язык карты - условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.)

- Работая в парах, рассмотрите карту,  условные обозначения.

Практическая работа

- Как на карте определить  стороны света?

(Север на картах всегда обозначается вверху, юг внизу, слева запад, восток справа)

- Назовите моря, омывающие нашу страну . (Баренцево Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Чёрное, Каспийское, Балтийское.)

- А теперь  покажите на карте:

города: Москву, Курск, Екатеринбург, Читу, Магадан;

реки: Дон, Колыму, Лену, Обь;

горы: Уральские, Алтайские;

болота Западно-Сибирской равнины;

границу нашей страны;

острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.

(Учащиеся показывают природные объекты на настенной карте, пользуясь условными обозначениями.)

Физкультминутка

песня «Моя Россия»

VI  Закрепление изученного материала

- Попробуйте рассказать о нашей стране по карте. О чем вы будете рассказывать?

(составление плана)

Работа по учебнику

(Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 52-53, готовят выступление по плану)

- На каком материке находится Россия?

- Где проходит граница между Европой и Азией?

- Сколько океанов омывает территорию России?

- Как обозначаются на карте равнины, горы?

- Назовите самое глубокое озеро мира, расположенное в России.

- Какие полезные ископаемые скрыты в недрах страны?

(выступление детей)

 

VII Подведение итогов урока.  

Прием «Сюрприз»

VIII Рефлексия

 

Сегодня на уроке я узнал

 

Меня удивило

 

Мне захотелось

 

 

IX  Домашнее задание

Написать сочинение про Россию, выбрав один из типов текста (описание, повествование, рассуждение)

 

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев