Русский язык

Математика

Окружающий мир

Цель: познакомить с экологической безопасностью.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, высказывать свое, мнение, доказывать его.

Оборудование: пластилин, картинки, рисунки для моделирования; фильтр для очистки воды; стаканы; цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего Задания

Фронтальный опрос

(Учитель проводит выставку рисунков знаков, сделанных учениками на прошлом уроке.)

— Что обозначают эти знаки?

— Какой знак кажется вам самым точным и ясным?

— Расскажите, о каком ядовитом растении вы приготовили сообщение.

— Расскажите о грибах-двойниках.

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомним формулу безопасности. (Учитель записывает на доске.)

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать ее.

3. При необходимости действовать решительно и четко.

4. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

— Какие опасности для человека таит неживая природа?

— Какие опасности для человека таит живая природа? Сегодня на уроке будем говорить об этих опасностях.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Цепь загрязнения

— Что называется окружающей средой? (То, что нас окружает: воздух, вода, почва.)

— Отчего загрязняется окружающая среда?

— Приведите примеры загрязнения окружающей среды.

Собрались на небе тучи, и пролился на горячую, сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, земля досыта напьется, да и человеку в жаркую пору угодить под прохладный дождичек — одно удовольствие. А что вымокнет до нитки — не беда: просохнет рубашка.

Она и высохла. Глянул на нее хозяин - глазам не поверил: была новехонькой, целехонькой, а стала старой и как решето — вся в мелких дырочках. Глядит он на деревья — листья пожелтели. Трава не посвежела, а, наоборот, пожухла. Вот так дождик! Да, страшный дождик, опасный дождик, ядовитый. А все почему? Один завод дымит. Два завода дымят. Сто заводов дымят. А отчего дымят? Оттого, что в топках горят уголь или нефть. Но в угле, в нефти обязательно есть сера, которая с дымом попадает в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик!

— Давайте проследим, как идет процесс загрязнения. (Учитель на доске рисует схему.)

Загрязнение атмосферы -» кислотные дожди -> загрязнение почвы -» -» загрязнение растений -> болезни человека.

Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепью загрязнения.

2. Работа в парах

— Прочитайте в учебнике текст.

— Работая в парах, проследите по рисунку цепь загрязнения. Приведите свои примеры.

— Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? (Ответы учеников.)

3. Моделирование

— Рассмотрите в учебнике схему на с. 32. (Учитель делит класс на группы.)

— На основе схемы изготовьте модель «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

(Учитель может предложить ученикам изготовить модель из пластилина, картинок, рисунков.)

— Расскажите, используя свою модель, как поступают загрязняющие вещества в организм человека.

4. Беседа Экологическая безопасность

Главное для общества — не допускать загрязнения окружающей среды, охранять воздух, воду, почвы. Для этого нужны хорошо подготовленные специалисты.

Экос по-гречески значит «дом», логос — «учение», «наука». Экология — это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 г. немецким биологом Эрнстом Гекке-лем. Но только со второй половины XX в. человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг нa друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

- Прочитайте в учебнике текст на с. 32.

- Проверьте друг друга: правильно ли вы поняли, что такое экологическая безопасность.

(Учащиеся выполняют задание.)

Правила экологической безопасности

- Давайте предположим, как можно защититься загрязненного воздуха.

- Как можно защититься от загрязненной воды?

- Как можно защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?

- Проверим наши предположения по учебнику

- Составьте памятки экологической безопасности

Как защититься от загрязненного воздуха

1. Если в твоем городе (районе) находится предприятие с вредным производством, необходимо о нем знать, предвидеть возможности, например, аварии.

2. Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автострад — во время пробежки ты будешь вдыхать большое количеств газов.

3. Не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнен.

4. Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины: ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами — даже умереть.

5. Не гуляй по улице во время тумана: это может быть смог.

6. Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух.

7. Очищает и увлажняет воздух и кондиционер.

8. Попроси взрослых не курить в квартире.

Как защититься от загрязненной воды

1. Не купайся в водоемах, куда вливаются сточные воды промышленных предприятий.

2. Если ты живешь недалеко от предприятия-загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор.

3. Пей только кипяченую воду.

4. Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток; полезно положить на дно серебряную ложку или монету.

5. Более надежное средство обеззараживания воды — вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнет замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лед растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода.

Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания

1. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов.

2. Перед едой мой фрукты и овощи в теплой кипяченой воде.

3. Не ешь продукты, у которых истек срок хранения.

4. Все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.

— Какие правила экологической безопасности вы выполняете?

— Какие оказались для вас новыми?

V. Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь

И на месте развернитесь.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Спину прямо все держите,

Раз и два, раз и два!

На друзей мы посмотрели

И за парты тихо сели.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1(с. 17).

— Прочитайте задание. С помощью учебника допишите определение экологической безопасности.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№2 (с. 17-18).

— Прочитайте задание. Подумайте, какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих ситуациях.

— Нарисуйте продолжение.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№3(с.18).

— Прочитайте задание. Вырежьте детали из приложения и составьте аппликацию.

— Как вредные вещества попадают в организм человека?

№4 (с. 19).

— Прочитайте задание. Рассмотрите схему.

— Чья дорога в школу короче? (Сережи.)

— Что можно сказать об этой дороге? (Воздух тяжелый, загазованный. Много автомобилей и мало зелени.)

— Почему Петя выбрал более длинную дорогу в школу? (Меньше движение транспорта, воздух более чистый.)

— Так кто же из ребят заботится о своем здоровье? Отметьте имя мальчика.

№5 (с. 19-20).

(Практическая работа. Учитель показывает детям фильтр для очистки воды.)

— Прочитайте задание.

— Для чего нужен бытовой фильтр?

— Нарисуйте детали этого фильтра.

— Наберите в стакан воду из-под крана, в другой стакан - воду после очистки.

— В чем отличие питьевой воды до очистки и после? Сравни ее по запаху, цвету, вкусу.

— Запишите в рабочей тетради. Сделайте вывод.

VII. Рефлексия

— Кто доволен своей работой?

— Какое задание было сложно выполнять?

Во многих странах есть магазины, в которых продаются продукты, изготовленные без применения каких-либо вредных для человека веществ. Такие продукты называют экологически чистыми. Почему многие люди покупают их, хотя они дороже обычных?

— Что можно сказать о состоянии воздуха и воды в том городе (селе), где вы живете?

— Представьте, что вы с друзьями играете во дворе. Вдруг туда въехал автомобиль, и его водитель ушел, не выключив двигатель. Как вы поступите?

Итак, экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

- Приведите примеры цепей загрязнения.

— Какие правила экологической безопасности вы будете выполнять?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 31-36, ответить на вопросы раздела «Проверь себя».

2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 20).

Проверка учебных достижения