Русский язык

Математика

Окружающий мир

Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Оборудование: таблички для команд; картинки с изображением куницы, ехидны, медведей; какое-либо растение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Игра «Своя игра» Правила игры

1. В игре принимают участие три команды, которые выбирают область вопроса и его стоимость.

2. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов в соответствии со стоимостью вопроса. Если дан неправильный ответ, та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.

3. В игре встречается сектор «Кот в мешке» — вопрос должен быть передан любой другой команде

Литература

50

100

150

200

250

Такие разные вопросы

50

100

150

200

250

Окружающий мир

50

100

150

200

250

Пословицы и поговорки

50

100

150

200

250

Сектор «Окружающий мир»

1. 50 баллов.

— Что означает поговорка: «Волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет.)

2. 100 баллов.

— Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц-русак серый.)

3. 150 баллов.

В давние времена, когда деньги были не в таком ходу, как сейчас, в Киевской Руси расчетной денежной единицей считалась шкурка этого животного. Обитает это животное в дуплистых лесах, где для него много пищи и есть убежище. За желтое пятно на груди его еще называют желтодушкой.

Это хищник, который питается грызунами и всеми, с кем может справиться. Очень интересно он охотится на белку. Чтобы найти белку, зверьку приходится обследовать немало деревьев, обнюхать не одно дупло. Наконец, найдя гнездо, которое пахнет белкой, зверь молниеносно вышибает дверь — затычку из мягкого мха или сухой травы — и врывается внутрь. Белка не успевает даже опомниться. Съев ее, он остается ночевать в ее жилище.

До самозабвения зверек любит мед. И если найдет гнездо диких пчел, то будет бродить вокруг него до тех пор, пока не съест весь мед.

— О каком животном идет речь? (О кунице. Деньги назывались «куны».)

(Учитель показывает картинку с изображением куницы.)

4. 200 баллов.

Внешне и по некоторым повадкам он напоминает нашего ежа: у зверька острые и твердые иглы, при опасности он свертывается в клубок. Но родственник он не ежу, а утконосу. И, так же как утконос, это яйцекладущее млекопитающее. Голова, как и у утконоса, оканчивается длинным клювом, вытянутым в трубочку, сквозь отверстие которой можно высунуть лишь длинный язык и втянуть прилипшую к нему мелкую живность.

— О каком животном идет речь? (О ехидне.) (Учитель показывает картинку с изображением ехидны.)

5. 250 баллов.

Божественными и священными обезьяны считаются у многих народов. В Древнем Египте бог письма, мудрости, колдовства и Луны - Тот - был обезьяной.

В Индии обезьяна и сейчас является священным животным. Однако народы, живущие в местах постоянного обитания обезьян, имели о них довольно своеобразное представление.

Например, жители Западной Африки считали, что обезьяны были членами их собственных племен, но за дурные привычки и поступки были изгнаны из человеческого общества, а «так как они упорствовали и не желали отказываться от своих дурных наклонностей, то постепенно снизошли до настоящего своего состояния» (А. Брем).

У других народов существовало твердое убеждение, что обезьяны умеют разговаривать, но скрывают это, так как боятся, что июли заставят их работать на себя.

Среди обезьян есть и великаны, достигающие двухметрового роста и весящие 350 кг, и карлики массой не более 100 г и ростом чуть более 10 см.

- Назовите 7 видов обезьян. (Лемур, мартышка, макаки, гиббон, орангутанг, шимпанзе, горилла.)

Сектор «Такие разные вопросы» 1.50 баллов.

- Какие вещества содержатся в винограде, лимоне, картофеле? (В винограде - сахар, в лимоне - лимонная кислота, в картофеле — крахмал.)

2. 100 баллов.

- Чем опасно загрязнение воды? 3.150 баллов.

- Определите с помощью атласа-определителя растение. Назовите его.

(Учитель на свое усмотрение показывает какое-либо растение.)

4. 200 баллов.

- Приведите примеры взаимосвязей в природе: растения - животные.

(Ответ. Животные питаются растениями. Животные строят гнезда на деревьях, в траве. Животные дышат кислородом - растения выделяют кислород. Животные выделяют углекислый газ! при дыхании - растения им питаются. Насекомые опыляют растения, питаются ими. Животные распространяют растения.)

5. 250 баллов.

- Придумайте сказку об исчезновении растений.

Сектор «Литература»

1. 50 баллов.

— Послушайте отрывок из сказки Ивана Соколова-Микитова. Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.

Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! — строго ответила старая зайчиха. — Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в разные страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные...

— Как называют зайчат, родившихся осенью? (Листопадники.)

2. 100 баллов.

— Название какого животного пропущено в рассказе Евгения Чарушина?

— А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы ..., а ловкачи. Мы так бегать умеем, лошадь догоним.

На деревья лазим, в воду ныряем.

Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.

Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.

А дичинка попадет — и ей рады.

(Ответ: медведи косолапые.)

(Учитель показывает картинку с изображением медведей.)

3. 150 баллов.

Послушайте начало рассказа Р. Киплинга «Откуда у кита такая глотка», найдите ошибку.

Это было давно, мой мальчик. Жил-был Кит. Он плавал по морю и ел рыбу. Он ел лещей, и белугу, и севрюгу, и селедку, и селедкину тетку, и плотичку, и ее сестричку, и шустрого, быстрого вьюна — вертуна угря. Какая рыба попадается, ту и ест. Откроет рот, ам — и готово!

(Ответ. Кит не ест рыбу, он питается планктоном. В тексте не вся перечисленная рыба морская.)

4. 200 баллов.

— Как объясняет Р. Киплинг в своем произведении «Слоненок», почему у слонов такой длинный хобот?

Это только теперь, милый мой мальчик, у Слона есть хобот. А прежде, давным-давно, никакого хобота не было у Слона. Был только нос, вроде как лепешка, черненький и величиною с башмак. Этот нос болтался во все стороны, но все же он никуда не годился. Разве можно таким носом поднять что-нибудь с земли?

Но вот в то самое время, давным-давно, жил один такой Слон, или, лучше сказать, Слоненок, который был страшно любопытен, и кого, бывало, ни увидит, ко всем пристает с расспросами. Жил он в Африке, и ко всей Африке приставал он с расспросами...

— Как объясняет Р. Киплинг то, что нос у слонов такой длинный? (Примерный ответ. Любопытный Слоненок стал приставать ко всем с вопросом: «Что кушает за обедом Крокодил?» Его отправили к берегу реки, чтобы он узнал сам. В реке жил Крокодил, который схватил Слоненка за нос и потянул к себе в реку. Слоненок сел на задние ножки и стал тянуться назад. Он тянул, и тянул, и тянул, и нос у него начал вытягиваться. В конце концов, Крокодил выпустил носик Слоненка. Но он стал длинным. Двуцветный Питон объяснил Слоненку выгоду длинного носа. «Дело дошло до того, что все его родичи — кто раньше, а кто позже — отправились к (...) реке (...), чтобы и им подарил Крокодил по такому же носу». С тех пор у всех слонов такой же длинный нос, как у любопытного Слоненка.)

5. 250 баллов.

В рассказе В. Бианки «Хвосты» Муха полетела искать, у кого хвост только для красы, чтобы взять его себе.

Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик маленький, пушистый, беленький. Муха как жужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха! Оленуха испугалась.

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленята пропадут.

— Оленяткам-то зачем твой хвостик? - удивилась муха.

— А как же, — говорит Оленуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленята за мной...

— Зачем Оленухе хвост? («Меня не видно между деревьями. А я оленяткам белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка».)

Сектор «Пословицы и поговорки»

Русский язык богат меткими словами, которые выражают положительные или отрицательные черты характера. Очень часто в них используют сравнения с животными.

1. 50 баллов.

— Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся? (Живут как кошка с собакой.)

2.100 баллов.

- Какую поговорку используют, когда хотят сказать, что человек много суетится, хлопочет? (Крутится как белка в колесе.)

3.150 баллов.

- Как говорят, когда приобретают что-то неизвестное, непроверенное? (Покупать кота в мешке.)

4. 200 баллов.

- Как говорят, когда человеку тревожно, неспокойно? (Кошки на душе скребут.)

5. 250 баллов.

- Значение поговорки - заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле. Назовите поговорку. (Делить шкуру неубитого медведя.)

(Учитель подводит итоги игры.)

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

III. Физкультминутка

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех! (Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться, хлопнуть в ладоши над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.   (Прыжки на одной ноге.)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.   (Повороты головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного,   (Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку. (Сесть на место.)

В. Тарасов

IV. Продолжение работы по теме урока Проверочная работа

- Откройте учебники. Найдите тест к разделу «Эта удивительная природа».

— Ответьте на вопросы теста устно, обводя в кружок правильный, на ваш взгляд, ответ.

(Ученики выполняют задание.)

— Сверьтесь с ответами на «Страничках для самопроверки».

— Оцените свои достижения с помощью таблицы на с. 170.

V. Рефлексия

— Довольны ли вы своей работой?

— Кто сомневался в правильности выполнения заданий?

— Какое задание оказалось для вас наиболее сложным?

VI. Подведение итогов урока

— С каким чувством вы уходите с урока? Почему?

Проверка учебных достижения