Русский язык

Математика

Окружающий мир

Цель: познакомить с размножением и развитием животных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе; узнают, как развиваются и размножаются животные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Перечислите группы животных по их групповым признакам.

— Назовите представителей каждой из групп.

— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке будем говорить о размножении и развитии животных.

IV. Работа по теме урока

Работа в группах

(Ученики делятся на 4 группы.)

— Прочитайте в учебнике на с. 100 план работы вашей группы.

— Расскажите, в какой последовательности вы будете выполнять работу.

— Результаты вашей работы занесите в таблицу.

(Учащиеся выбирают группу животных, по рисункам учебника прослеживают, как размножаются и развиваются животные, дополняют сведениями из текста учебника, выступают с сообщениями о размножении и развитии животных данной группы, полученную информацию заносят в таблицу.)

 

группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

Либо: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое (бабочка), либо: яйцо — личинка — взрослое насекомое (кузнечик)

Рыбы

Мечут икру

Икра — малек — рыба

Земноводные

Мечут икру

Икра — головастик — лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо — детеныш — взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо — птенец — взрослая птица

Млекопитающие

Рождают детенышей

Детеныш — взрослое животное

 

— Найдите сходства и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, рыб и земноводных, пресмыкающихся и птиц.

— Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от размножения и развития всех других животных?

— Все ли животные заботятся о своем потомстве? (Нет, не все. Бабочки и лягушки не заботятся.)

— Расскажите, как заботятся о птенцах птицы. (Строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их, согревая своим теплом. Птенцы рождаются голыми, беспомощными. Родители кормят их и защищают от врагов.)

— Расскажите, как заботятся о своих детенышах звери. (Ответы учеников.)

V. Физкультминутка

На реке живет енот,

Чешет лапкой он живот,

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 48).

— Прочитайте задание. Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, кто как размножается.

(После выполнения задания выполняется взаимопроверка.)

№2 (с. 48-49).

— Прочитайте задание. Схемы развития каких животных в нем даны? (Бабочки, рыбы, лягушки, ящерицы, утки, лисы.)

— Найдите в приложении рисунки к данному заданию. Заполните пропуски в схемах развития. Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания выполняется проверка.)

№3(с. 49).

— Прочитайте задание. Выполните его.

VII. Рефлексия Работа в группах

— Изготовьте модели, показывающие развитие тех животных, которые вам особенно запомнились. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

— Подумайте, кто как развивается. Ответьте устно, какие слова пропущены.

•   Яйцо — ... — взрослая птица. (Птенец.)

•   Икринка — ... — взрослая лягушка. (Головастик.)

•   ... — малек — взрослая рыба. (Икринка.)

•   Яйцо — личинка — ... — бабочка. (Куколка.)

Итак, большинство животных откладывают яйца или мечут икру. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своем потомстве.

VIII. Подведение итогов урока

— Как размножаются животные?

— Назовите животное и способ его размножения и развития.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 100—105, ответить на вопросы раздела «Проверь себя».

2. Рабочая тетрадь: № 4—5 (с. 50).

 

Проверка учебных достижения