Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументированно отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Оборудование: 35 листов размером 15x20 см из цветного картона (по пять каждого цвета: красного, желтого, синего, белого, зеленого, черного, коричневого), на которых написаны числа от до 35, четыре фигурки (мягкие игрушки, кегли и т. д.), игральный кубик.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Игра «Путешествие по стране Экономике»

(Учитель делит класс на четыре команды и предлагает каждой придумать себе название и выбрать фигурку для игры.)

Условия игры

1. Начинают игру четыре человека, по одному от каждой команды. Они по очереди бросают кубик и передвигают по дорожке (из листов картона с числами) фигурки своих команд в соответствии с числом точек, выпавшим на кубике.

2. Игрок от первой команды кидает кубик и отвечает на вопросы учителя. Затем то же самое делает игрок от следующей команды и т. д. Ответив на вопросы, первая четверка садится на место.

3. Выходят следующие четыре игрока, по одному от каждой команды. Кидают кубик, передвигают свои фигурки по дорожке и отвечают на вопросы.

4. Выигрывает команда, пришедшая к финишу (листок с числом 35) первой и набравшая наибольшее число очков.

5. Ответы оцениваются по следующей системе: 3 балла — игрок ответил сам, 2 балла - игрок ответил с помощью команды, 1 балл получает любая другая команда, ответившая на этот вопрос.

Условные обозначения

   Красный — полезные ископаемые.

• Желтый - растениеводство.

   Синий — животноводство.

   Белый — промышленность.

   Зеленый — деньги.

• Черный — государственный и семейный бюджеты.

   Коричневый — экономика и экология.

Итак, мы отправляемся в путь. Чтобы не забыть, на листочке какого цвета вы остановились, поставьте на это место фигурку вашей команды.

Полезные ископаемые

— Какое полезное ископаемое плавят в доменной печи? (Железную руду.)

— Угадайте полезное ископаемое по его свойствам: может быть красным, серым, зеленым; состоит из трех компонентов; тяжелый, прочный, твердый. (Гранит.)

— На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (Рудные, горючие, нерудные.)

— Какое полезное ископаемое используется при изготовлении стекла? (Песок.)

— Какое полезное ископаемое называют черным золотом? (Нефть.)

Растениеводство

— Из чего делают муку? (Из пшеницы, овса, ржи, ячменя, гречихи, кукурузы.)

— Назови прядильные культуры. (Лен, хлопчатник.)

— Где растет сахар? (На поле в виде сахарной свеклы.)

— Из какой культуры делают масло? (Из подсолнечника, льна, сои.)

— Из какой культуры делают манную крупу? (Из пшеницы.)

Животноводство

— Назови первое одомашненное животное. (Собака.)

— Что такое отара? (Овечье стадо.)

— Какая домашняя птица была привезена в Европу из Америки? (Индейка.)

— Какие грибы учат искать свиней во Франции? (Трюфели.)

— Меняют ли кролики к зиме свою шубку? (Нет.)

Промышленность

— Какая отрасль промышленности производит мыло? (Химическая.)

— Что такое ТЭС? (Тепловая электростанция.)

— К какой отрасли промышленности относится ткацкая фабрика? (К легкой.)

— В какой отрасли промышленности работают геологи? (В добывающей.)

— За счет какого топлива работают ГЭС? (За счет потока воды, падающей с плотины.)

Деньги

— Лицевая стороны монеты называется ... (аверс).

— Назови первые мировые деньги. (Ракушки каури.)

— От какого слова образовалось название «рубль»? (От слов «рубить».)

— Назови два способа обмена товаров. (Бартер, купля-продажа.

— Кто такие нумизматы? (Люди, которые коллекционирую монеты.)

Государственный и семейный бюджеты

— Что такое бюджет? (План расходов и доходов.)

— За счет чего складываются доходы государства? (По большей части за счет налогов.)

— Что такое семейные накопления? (То, что остается от дохода семьи после расходов.)

— Чем занимается налоговая полиция? (Следит за тем, чтобы все граждане и предприятия платили налоги!)

— Что такое гонорар? (Авторское вознаграждение.)

Экономика и экология

— Какое (какие) из перечисленных средств для мытья посуды не приносит(-ят) вреда природе: сода, мыло, жидкость для мытья посуды? (Сода, мыло.)

— Какая отрасль экономики загрязняет воздух выхлопными газами? (Транспорт.)

— Что нужно делать для экономии воды? (Ставить фильтры на трубы, выливать в водоемы чистую воду. Сажать деревья вокруг водоемов. Вовремя ремонтировать кран, из которого течет вода.)

— Что такое смог? (Загрязненный воздух, дымный туман над городом.)

— Какой экологический вред приносит строительство ГЭС? (Реки затапливают плодородные земли, леса, города.)

III. Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись.

И немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали.

IV. Продолжение работы по теме урока Проверочная работа

— Откройте учебник. Найдите тест к разделу «Чему учит экономика».

- Ответьте на вопросы теста устно, обводя в кружок правильный, на ваш взгляд, ответ.

(Ученики выполняют задание.)

— Сверьтесь с ответами на «Страничках для самопроверки».

- Оцените свои достижения с помощью данных таблицы.

V. Рефлексия

— Довольны ли вы своей работой?

- Кто сомневался в правильности выполнения заданий?

— Какое задание оказалось для вас наиболее сложным?

VI. Подведение итогов урока

- С каким чувством вы уходите с урока? Почему?

Проверка учебных достижения