Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цели и задачи: закрепить правила движения пешеходов по тротуарам; научить особенностям передвижения по дорогам вне населенных пунктов; научить правилам безопасного поведения на дорогах, которые про­ходят по территории населенных пунктов в сельской местности; вырабатывать у учащихся навыки ответственности, дисциплиниро­ванности, добиваться применения полученных теоретических знаний для выполнения практических задач.


ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент.

Учитель. Давайте разгадаем кроссворд и вместе определим тему нашего занятия.

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Там, где знак есть ... (переход).

 

Здесь не катится автобус.

Здесь трамваи не пройдут.

Здесь спокойно пешеходы

Вдоль по улице идут.

Для машин и для трамвая Путь-дорога есть другая. (Тротуар)

 

Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома! (Трамвай)

 

Три моих волшебных глаза Управляют всеми сразу.

Я моргну — пойдут машины,

Встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором.

Как зовусь я? (Светофором)

 

5. Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное — ... (внимание).

 

В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица)

 

Дом по улице идет, На работу всех везет. Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

 

 

1

П

Е

р

Е

X

О

Д

2

Т

Р

О

т

У

А

Р

 

Т

Р

А

М

в

А

Й

 

 

4

С

В

Е

т

О

Ф

О

р

В

Н

И

М

А

Н

И

Е

 

6

У

Л

И

Ц

А

 

 

 

 

7

А

В

т

О

Б

У

с

 

Какое главное слово получилось? (Правила.) Какие правила для пешеходов мы уже знаем? (Ответы учащихся.)

Давайте вспомним, как надо, соблюдая правила, двигаться по тротуару. (Держаться правой стороны, обходить препятствие, не выходя на проезжую часть.)

2. Чтение и обсуждение рассказа Н. В. Чаковского «Случай на дороге».

Закончился последний урок. Коридоры школы заполнились много­голосым шумом. Но учащиеся 1 «В» класса не спешили расходиться по домам. Дело в том, что учительница Галина Афанасьевна предложила им организовать школьный живой уголок. Юра пообещал принести своего ежа Тошку. У Коли живет дома белка. Но разрешит ли мама взять ее в школу? Толя и Витя решили поймать голубя. Оживленно обсуждая важное событие, ребята медленно брели по тротуару, растянувшись на всю его ширину. Они и не заметили, что идущая за ними женщина вынуждена была сойти с тротуара на проезжую часть, чтобы их обойти. А в это время по дороге двигался грузовой автомобиль.

Пронзительно завизжали тормоза. Раздался крик женщины.

Мальчики испуганно оглянулись...

Обсуждение создавшейся ситуации

Кто виноват в том, что случилась беда?

В чем вина мальчиков?

Как нужно ходить по тротуару?

Чем, по-вашему, закончился описанный в рассказе случай?

Мы уже познакомились с правилами для пешеходов в крупных населенных пунктах, где имеются тротуары, работают светофоры. Сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения вне насе­ленного пункта.

Дороги в населенном пункте и вне населенного пункта разные. Что у них может быть общего? Что обязательно присутствует на любой дороге? (Ответы учащихся.)

Конечно, общая у них проезжая часть. Что означает этот термин?

Учащимся предлагаются варианты ответов:

а)    расстояние между зданиями, включая и тротуары;

б)    часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

в)    элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

Учащиеся выбирают верный вариант и поясняют свой выбор.

3. Объяснение нового материала.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велосипедных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В исключительных случаях пешеходы могут двигаться в том числе и по краю проезжей части. Запрещается двигаться в середине дороги около разделительной полосы.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающие­ся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транс­портных средств.

Внимание! Пешеходы должны идти навстречу транспортным сред­ствам, то есть по встречной полосе

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обя­заны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4. Практика. Закрепление изученного материала.

Работа в группах

Учитель. Сейчас вы получите конверты, в которых лежат листы с ситуациями. Вам необходимо внимательно прочитать описание ситуации, обсудить в группе, а затем проинсценировать.

1-я  ситуация. Необходимо разделиться на две группы, которые двигаются навстречу друг другу. Покажите, с какой стороны дороги должны двигаться пешеходы. Продемонстрируйте, как и с какой сто­роны можно обойти пешеходов. Можно ли проходить между двумя пешеходами, которые идут рядом?

2-я  ситуация. Возьмите в руку портфель, зонтик, сумку. Покажите, в какой руке удобнее нести вещи, если на тротуаре много пешеходов. Как надо держать зонтик, если нужно обойти группу пешеходов?

3-я  ситуация. Представьте, что одни пешеходы идут и громко раз­говаривают, смеются, другие — свистят, толкаются, ссорятся. Какие правила они нарушают?

Проверка знаний учащихся

— А теперь вам надо будет оценить себя, свои знания по теме.

Вопросы

По какой стороне дороги должен двигаться пешеход по обо­чине вне населенного пункта? (Навстречу движению транспортных средств.)

Какие меры безопасности необходимо предпринять пешеходам, двигающимся в условиях недостаточной видимости вне населен­ного пункта? (Иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.)

Разрешено ли переходить проезжую часть, если перед пере­крестком установлен дорожный знак «Движение запрещено»? (Да.)

О чем информируют дорожные знаки «Подземный переход», «Наземный переход»? СО подземном и наземном пешеходных пере­ходах.)

При отсутствии пешеходного светофора должен ли пешеход руководствоваться сигналами транспортного светофора? (Да, обя­зательно.)

Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по доро­ге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно? (По внешнему краю проезжей части слева.)

Как переходить дорогу вне населенного пункта? (В местах, где дорога просматривается в обе стороны.)

Где должен идти мотоциклист вне населенного пункта, если он ведет мотоцикл руками? (По правой обочине или по правому краю проезжей части.)

Чем опасен кустарник, растущий у дороги? (Он закрывает обзор дороги в одну сторону, пешеход не видит транспортные средства.)

Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса? (Нужно дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное рас­стояние, и перейти дорогу.)

Проверка выполненной работы

5. Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя.

Учитель. Сегодня каждый из вас должен был усвоить, что вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходам необ­ходимо идти навстречу движению транспортных средств. Движение пешеходов навстречу потоку транспортных средств, то есть по левой стороне, считается более безопасным, так как пешеход видит при­ближающийся транспорт и может, например, своевременно сойти с проезжей части, если приближается крупногабаритное транспортное средство.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка пеше­ходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требование переходить проезжую часть под прямым углом призва­но обеспечить наименьшую длительность прохождения пешехода по проезжей части. Что касается того, чтобы дорога хорошо просматри­валась, то это требование также призвано обеспечить безопасность пешеходов.

Переходя дорогу в необозначенном месте, пешеход, прежде всего, сам должен обеспечить свою безопасность.

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев