Цели и задачи:
расширять представления учащихся о понятиях «опасность», «безопасность»;
ознакомить с безопасным поведением в быту;
воспитывать дисциплинированность, стремление проявлять заботу о своей жизни и чувство ответственности за жизнь других людей.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Жизнь человека — это бесценный дар. Она дает человеку большие возможности. Каждый из вас может учиться, играть, получить в будущем любимую профессию, радоваться теплым солнечным дням, быть счастливым в кругу близких людей. Недаром каждый человек так дорожит жизнью.
Однако на свете существует много опасностей, которые могут не только испортить жизнь, но и отнять ее. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Чтобы избежать негативных последствий, на уроках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» мы научимся:
предвидеть эти опасности;
знать способы избежать их;
при необходимости действовать решительно и бороться до последнего;
активно (всеми возможными способами) просить о помощи и самим оказывать ее нуждающемуся.
Работа над новым материалом.
Учитель. Сегодня мы поговорим на тему «Опасность и безопасность». Давайте разберемся в этих двух понятиях.
Что такое опасность? (Ситуации, явления, которые могут нанести материальный, физический вред человеку или окружающей среде.)
Что такое безопасность? (Состояние, при котором ничего не угрожает кому-нибудь либо чему-нибудь.)
Где, в каких местах вы чувствуете себя в безопасности? (Дома, рядом с родителями. В школе, рядом с друзьями.)
Опасность может подстерегать человека дома, в школе, на улице, в общественных местах. Чтобы избежать опасных ситуаций, необходимо соблюдать ряд простых, но важных правил, которые мы в течение урока составим, обсудим и запомним.
Подумайте, какие опасности могут вас подстерегать в школьном дворе или во дворе дома, в котором вы проживаете. Предлагаю поиграть. Я называю предмет, а вы говорите, какая опасность может возникнуть.
•Дерево. (Можно залезть и упасть, получить травму, Нельзя лазать по деревьям.)
Шкурка арбуза, банана. (Можно поскользнуться, упасть и сломать ногу. Шкурки арбуза, банана надо выбрасывать в мусорный ящик.)
Выбегать из школьного двора. (Можно не увидеть машину и попасть под колеса.)
Играть на дороге в мяч. (Нельзя играть на дороге, можно попасть под машину.)
Чужая собака во дворе. (Нельзя гладить, дразнить собак. Они могут укусить.)
Видите, как много опасностей может подстерегать вас в школьном дворе или возле дома.
Иногда сам человек становится опасным для окружающего мира, создает условия для возникновения опасностей.
Сегодня мы обсудим, как правильно поступить в той или иной ситуации.
3. Создание проблемной ситуации.
Девочка одна находилась дома, играла. Когда ей стало скучно, она решила выйти на прогулку, зайти к подружке, которая жила на другом конце улицы. Девочка быстро оделась, посмотрела в окно. Позавтракала, но не выключила газовую плиту, на которой остался греться чайник, и выбежала из дома, прихватив яркие разноцветные пилюли из домашней аптечки, приняв их за витаминки.
Когда девочке необходимо было перейти дорогу, она не захотела тратить время и воспользоваться подземным переходом, перешла дорогу там, где ей вздумалось.
Наигравшись у подруги, девочка начала собираться домой. На улице было уже темно.
Позвони домой, чтобы тебя встретил папа,— посоветовала подруга.
Зачем? — ответила девочка. — Я никого не боюсь.
И вдруг подружки услышали, как их окликнул незнакомый человек, предложив подвезти девочку домой.
Вот видишь, мне повезло. Я очень быстро доберусь домой,— сказала девочка и села в машину.
Обсуждение ситуации
Какие правила безопасности нарушила девочка? (Ответы учащихся.)
Правильно, во-первых, она не выключила газовую плиту и вышла из дома. Что могло бы из-за этого произойти? (Ответы учащихся.)
Давайте вспомним сказку С. Я. Маршака «Кошкин дом» (отрывок). (Можно заранее подготовить инсценировку по сказке.)
Учитель. Какие причины возникновения пожаров вы знаете? (Ответы учащихся.)
Вывод
Что необходимо делать, чтобы избежать пожара? (Чтение памятки, которая лежит на столах учащихся.)
Не играйте со спичками!
После эксплуатации отключайте газовые приборы!
Не перегружайте электропроводку!
Выходя из дома, отключайте электроприборы!
Не играйте с легковоспламеняющимися материалами и взрывчатыми веществами.
При пожаре звонить 101.
Какие еще правила нарушила девочка? (Взяла незнакомые пилюли из аптечки.)
Назовите безопасные места в квартире, где можно:
играть;
выполнять домашнее задание;
принимать пищу;
совершать гигиенические процедуры.
Какие предметы на кухне и в ванной комнате опасны для жизни и здоровья? (Ответы учащихся.)
Вывод
Что необходимо делать, чтобы избежать опасных ситуаций в быту?
Чтение памятки
Не берите лекарства и медикаменты из домашней аптечки без разрешения взрослых! Вы можете отравиться.
Не открывайте упаковки с бытовой химией. И тем более не пробуйте то, что внутри! Это опасно для жизни!
Давайте обсудим, как избежать неприятностей дома, основные правила безопасности в доме.
Известная поговорка гласит о том, что дом является крепостью для человека. Значит, находясь в своем жилище, можно чувствовать себя абсолютно безопасно. Конечно, это так. Но для того чтобы быть полностью уверенным в своей безопасности, нужно помнить некоторые основные правила поведения в квартире или доме.
(Далее для каждого правила учащиеся называют виды опасности, связанные с данными предметами, ситуациями, явлениями.)
Острые предметы, ножи — источник опасности
В любом доме есть множество колющих, режущих и острых предметов. Это не только ножи, ножницы, но и вилки, булавки, иголки, топоры, шилья и многое другое. Когда они используются по назначению, приносят пользу. Но если вовремя не убрать их на место, то они способны причинить немало неприятностей. Например, иголка может воткнуться в ногу, а ножом можно случайно порезаться.
Вывод. Все острые, колющие и режущие предметы необходимо хранить в отведенных для них местах. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.
Осторожно! Электричество!
Привычные электрические приборы (чайник, телевизор, утюг, светильник и др.) иногда выходят из строя. И в таких случаях они несут большую опасность. Из-за неисправности электроприборов могут возникнуть пожар, задымление, появляется опасность получить удар током. Предотвратить несчастные случаи помогут следующие правила.
Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
Нельзя тянуть за шнур, если хочешь выключить электроприбор,
Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.
Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни любыми предметами.
Нельзя выключать электроприборы мокрыми руками.
Электричество не терпит соседства с водой.
Вывод. Все электроприборы нужно вовремя ремонтировать. В случае возникновения неприятностей с розетками и проводкой следует вызвать электрика. Заниматься ремонтом самостоятельно опасно.
Пользуемся газом аккуратно!
Как известно, бытовой газ отличается хорошей горючестью. При его утечке возникает риск возгорания и взрыва. Попадая в организм человека, газ может вызывать удушье и смерть.
Поэтому, почувствовав запах газа, нужно:
проветрить квартиру, открыв окна или форточки;
посмотреть, закрыты ли краны газовой плиты;
позвонить от соседей в аварийную службу по номеру 104;
исключить возможность возгорания — не включать свет, не зажигать спички.
Чтобы не приходилось бороться с последствиями утечки газа, лучше не допускать ее появления. Для этого следует:
следить за работающей конфоркой, не отлучаться надолго из кухни и тем более из квартиры;
использовать газовую плиту только по прямому назначению; нельзя включать газ, чтобы нагреть воздух в помещении;
если на плите стоит чайник или кастрюля, то нужно наблюдать за тем, чтобы вода при вскипании не залила конфорку.
Что делать, если в дом стучится незнакомец?
Бывают случаи, когда в дверь квартиры стучат незнакомые люди. Что делать в таких ситуациях?
Давайте вспомним несколько сказок. Помогите их героям избежать опасной ситуации, подскажите, что нужно делать.
«Волк и семеро козлят». (Не открывай дверь чужим.) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (Слушайся старших.) «Колобок». (Не доверяй незнакомцам.)
Игра «Изобразим ситуацию» (телефонный разговор)
Давайте разберем две ситуации телефонных разговоров и выясним, как нужно разговаривать с незнакомыми людьми по телефону.
диалог
Алло! Кто говорит?
А кто вам нужен?
Это какая квартира?
Это моя квартира.
А какой у вас адрес?
Улица Солнечная, д. 44, кв. 17.
А взрослые в доме есть?
Нет, я одна дома.
Твоя мама просила передать тебе пакет. Я сейчас зайду. Ты откроешь мне дверь?
Хорошо!
диалог
Алло! Кто говорит?
А кто вам нужен?
Взрослые дома есть?
Мама сейчас занята, она не может подойти к телефону, если нужно, оставьте свой номер телефона, и мама вам перезвонит.
Спасибо!
До свидания!
(Анализ телефонных разговоров.) Диалог с незнакомцем
Представьте ситуацию: в дверь позвонил незнакомый человек.
1 диалог
Девочка, здравствуй, открой, пожалуйста, дверь, мой брат упал и сильно повредил ногу. Я боюсь, что у него перелом ноги. Разреши воспользоваться вашим телефоном, чтобы вызвать скорую помощь!
Да, да, конечно! Я сейчас открою дверь.
2 диалог
Здравствуй, мальчик! У моего дедушки сердечный приступ. Ему становится все хуже и хуже. Разреши вызвать скорую помощь с вашего телефона!
Извините, я вам очень сочувствую, но городского телефона у нас нет. Если хотите, назовите данные дедушки и точный адрес, я сам позвоню с мобильного телефона в скорую помощь!
(Анализ диалогов.)
Вывод
Чтение памятки «Правила поведения с незнакомцами»
Старайтесь избегать разговоров. Если говорите, то будьте вежливыми.
Не входите в подъезд и лифт с незнакомыми людьми.
Не садитесь в машину к незнакомцу.
Не берите у незнакомцев никаких предметов (сладости, игрушки...).
Не играйте по дороге из школы домой.
Не играйте на улице в темное время суток.
Не рассказывайте чужим людям о своей семье, о соседях.
Не приглашайте и не впускайте незнакомых людей в квартиру.
Если потеряли ключ — скажите об этом родителям.
Другие правила безопасности
Всегда закрывайте дверь в квартиру, даже если нужно выйти на минутку.
Запишите номера экстренных служб на листок и прикрепите его на холодильник с помощью магнита. В сложной ситуации не придется вспоминать, по какому номеру телефона звонить.
Важно помнить!
С домашнего и мобильного телефонов можно позвонить в следующие службы:
— пожарная служба, спасатели.
— милиция
— скорая помощь.
— аварийная газовая служба.
Можно позвонить на короткий номер 112.
Учитель. Давайте вернемся к истории с нашей девочкой. Как она перешла проезжую часть? (В неположенном месте.)
Как правильно переходить дорогу? (По подземному или наземному переходу!) А если нет переходов? (Тогда нужно посмотреть сначала налево, а потом направо. И если нет машин, то идти.)
Какие дорожные знаки вы знаете? (Ответы учащихся.)
Что еще вы посоветовали бы девочке? (Не садиться в машину к незнакомому человеку)
(По возможности организуется просмотр мультфильма «Уроки безопасности» из цикла учебно-воспитательных мультфильмов «Уроки тетушки Совы». Обсуждение мультфильма)
Викторина «Азбука безопасности»
Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар)
Кому из участников движения разрешено двигаться по тротуару? (Пешеходу)
Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другие транспортные средства? (Проезжая часть.)
Как называется вид дорожной разметки дороги в виде широких белых полос, обозначающий пешеходный переход? («Зебра»)
Перед выходом на проезжую часть надо сначала посмотреть... (налево)
Что означают цвета светофора? (Красный — стой, желтый — жди, а зеленый свет — иди.)
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Что означают эти дорожные знаки? (Учитель показывает следующие дорожные знаки.)
«Подземный пешеходный переход».
«Надземный пешеходный переход»,
«Дети».
«Велосипедная дорожка»,
«Движение пешеходов запрещено».
Для чего надо знать правила дорожного движения? (Ответы учащихся.)
Учитель помогает сделать вывод: несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.
4. Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя.
Учитель. Важно знать основные принципы безопасности, которые гласят, что необходимо:
предвидеть опасность, по возможности избегать ее;
при необходимости действовать решительно и бороться до последнего;
активно (всеми возможными способами) просить о помощи и самому оказывать ее нуждающемуся.