Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цели и задачи:

познакомить учащихся с ситуациями, которые можно назвать «чрез­вычайными», с действиями при чрезвычайных ситуациях; развивать умение находить решение в сложных ситуациях; воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни окружа­ющих, находчивость, собранность.


Ход урока


Организационный момент.

Учитель. Сегодня на занятии мы будем работать в группах. Каждая группа должна выбрать ответственного, который будет не только руководить работой, но и оценивать работу каждого участника группы.

Введение в тему (логически-поисковое задание).

Учитель. Внимательно посмотрите на доску и попробуйте собрать слово из букв: оаспонтьс.

Какое слово получилось? (Опасность.)

Как вы понимаете слово опасность? (Выслушиваются варианты ответов учащихся). Опасность — это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает.

А что такое безопасность? (Выслушиваются варианты ответов учащихся). Безопасность — это отсутствие угрозы, когда человеку никто и ничто не угрожает.

Бывает, что человек сам создает ситуации, которые угрожают жизни и здоровью его самого, а также окружающих. Старайтесь избе­гать таких ситуаций.

Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации. (На доске — плакат «Шаги принятия решений». Учащиеся под руко­водством учителя рассматривают его).

1-й шаг. Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись.

2-й шаг. Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях.

3-й шаг. Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия.

4-й шаг. Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответствен­ное решение и избежать опасности.

В нашей жизни иногда происходят события, которые не зави­сят от человека, угрожают жизни сразу многих людей. Расскажите по картинкам, что это за события. (Показ слайдов)

На доске записаны слова: землетрясение, пожар, наводнение, смерч, цунами. Очень внимательно их прочитайте и попытайтесь запомнить. (Учащиеся читают слова и запоминают)

Как можно назвать эту группу слов? (Выслушиваются варианты ответов учащихся)

Сформулируйте тему урока. («Чрезвычайные ситуации»)

Как вы думаете, как часто человек подвергается опасности в повседневной жизни? Что такое чрезвычайная ситуация? Какие виды чрезвычайных ситуаций вы знаете? (Ответы учащихся)

Что испытывает человек, когда попадает в чрезвычайную ситу­ацию? (Ответы учащихся: волнение, страх).

Число жертв среди населения, знающего правила действий при ЧС и умеющего правильно действовать в экстремальных ситуациях, бывает меньше, чем среди населения, не владеющего этими навыками. Важно знать основные принципы безопасности:

предвидеть опасность, по возможности избегать ее;

при необходимости действовать решительно и бороться до послед­него;

активно (всеми возможными способами) просить о помощи и само­му ее оказывать нуждающемуся.

Какие цели мы поставим на занятии? (Целеполагание проводится совместно с учащимися.)

Что такое чрезвычайная ситуация?

Как нужно себя вести в чрезвычайной ситуации?

Зачем нам необходимо знать о чрезвычайной ситуации?

Где я буду использовать полученные знания?

3. «Открытие» учащимися нового знания.

Учитель. Предлагаю обсудить понятие «чрезвычайная ситуация» в группе. Послушайте задания.

1-я группа обсудит и сформулирует «Что такое чрезвычайная ситуация?».

(Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на опре­деленной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значитель­ные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)

Задача 2-й группы (заранее подготовленные учащиеся) — высту­пить с подробным сообщением «Какой может быть чрезвычайная ситуация?».

Задача 3-й группы — рассказать, как надо себя вести при чрез­вычайной ситуации.

4-я группа составит мини-проект, опираясь на картинки: «Какую помощь можно оказать человеку при чрезвычайной ситуации?».

(Ответственные в группах подводят итог и оценивают работу уча­щихся.)

4. Формирование практических навыков.

Учитель. От чего (кого) будет зависеть жизнь и здоровье человека, находящегося в условиях, опасных для его существования?

Кто помогает человеку, попавшему в беду? (Ответы учащихся.)

Знаете ли вы, что такое МЧС Республики Беларусь? (Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает). В нашей стране есть специ­альное министерство, которое так и называется — Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Именно оно руково­дит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда.

Какую информацию необходимо сообщить спасателям в чрез­вычайных ситуациях?

Представьте, что я спасатель и вы мне должны правильно сооб­щить информацию о себе. Давайте потренируемся и заполним анкету. (Учитель раздает анкету учащимся, и они ее самостоятельно запол­няют).

Анкета

Фамилия, инициалы  

Родители

Братья и сестры

Соседи  

Опасность    

Что делать в экстремальной ситуации

Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально. В опасную минуту вам придется самим принимать решение, основан­ное на знаниях, полученных в школе. Знаете ли вы, куда обращаться за помощью? (Учащиеся повторяют номера телефонов служб, запи­санные на доске.) Необходимо заранее представлять, что делать в критической ситуации.

Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить их нам поможет игра «Закончи пред­ложение».

При пожаре звонить ... (101). Спички детям ... (не игрушка). Телефон милиции —... (102). От дыма и огня нужно ... (убегать). Телефон скорой помощи —... (103),

5. Рефлексия деятельности.

Учитель. Что нового вы узнали о чрезвычайных ситуациях?

Продолжите фразу.

При возникновении чрезвычайной ситуации я буду...

В трудную минуту я окажу помощь...

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев