Цели и задачи:
познакомить учащихся с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с действиями при чрезвычайных ситуациях; развивать умение находить решение в сложных ситуациях; воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих, находчивость, собранность.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Сегодня на занятии мы будем работать в группах. Каждая группа должна выбрать ответственного, который будет не только руководить работой, но и оценивать работу каждого участника группы.
Введение в тему (логически-поисковое задание).
Учитель. Внимательно посмотрите на доску и попробуйте собрать слово из букв: оаспонтьс.
Какое слово получилось? (Опасность.)
Как вы понимаете слово опасность? (Выслушиваются варианты ответов учащихся). Опасность — это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает.
А что такое безопасность? (Выслушиваются варианты ответов учащихся). Безопасность — это отсутствие угрозы, когда человеку никто и ничто не угрожает.
Бывает, что человек сам создает ситуации, которые угрожают жизни и здоровью его самого, а также окружающих. Старайтесь избегать таких ситуаций.
Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации. (На доске — плакат «Шаги принятия решений». Учащиеся под руководством учителя рассматривают его).
1-й шаг. Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись.
2-й шаг. Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях.
3-й шаг. Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия.
4-й шаг. Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.
В нашей жизни иногда происходят события, которые не зависят от человека, угрожают жизни сразу многих людей. Расскажите по картинкам, что это за события. (Показ слайдов)
На доске записаны слова: землетрясение, пожар, наводнение, смерч, цунами. Очень внимательно их прочитайте и попытайтесь запомнить. (Учащиеся читают слова и запоминают)
Как можно назвать эту группу слов? (Выслушиваются варианты ответов учащихся)
Сформулируйте тему урока. («Чрезвычайные ситуации»)
Как вы думаете, как часто человек подвергается опасности в повседневной жизни? Что такое чрезвычайная ситуация? Какие виды чрезвычайных ситуаций вы знаете? (Ответы учащихся)
Что испытывает человек, когда попадает в чрезвычайную ситуацию? (Ответы учащихся: волнение, страх).
Число жертв среди населения, знающего правила действий при ЧС и умеющего правильно действовать в экстремальных ситуациях, бывает меньше, чем среди населения, не владеющего этими навыками. Важно знать основные принципы безопасности:
предвидеть опасность, по возможности избегать ее;
при необходимости действовать решительно и бороться до последнего;
активно (всеми возможными способами) просить о помощи и самому ее оказывать нуждающемуся.
Какие цели мы поставим на занятии? (Целеполагание проводится совместно с учащимися.)
Что такое чрезвычайная ситуация?
Как нужно себя вести в чрезвычайной ситуации?
Зачем нам необходимо знать о чрезвычайной ситуации?
Где я буду использовать полученные знания?
3. «Открытие» учащимися нового знания.
Учитель. Предлагаю обсудить понятие «чрезвычайная ситуация» в группе. Послушайте задания.
1-я группа обсудит и сформулирует «Что такое чрезвычайная ситуация?».
(Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)
Задача 2-й группы (заранее подготовленные учащиеся) — выступить с подробным сообщением «Какой может быть чрезвычайная ситуация?».
Задача 3-й группы — рассказать, как надо себя вести при чрезвычайной ситуации.
4-я группа составит мини-проект, опираясь на картинки: «Какую помощь можно оказать человеку при чрезвычайной ситуации?».
(Ответственные в группах подводят итог и оценивают работу учащихся.)
4. Формирование практических навыков.
Учитель. От чего (кого) будет зависеть жизнь и здоровье человека, находящегося в условиях, опасных для его существования?
Кто помогает человеку, попавшему в беду? (Ответы учащихся.)
Знаете ли вы, что такое МЧС Республики Беларусь? (Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает). В нашей стране есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда.
Какую информацию необходимо сообщить спасателям в чрезвычайных ситуациях?
Представьте, что я спасатель и вы мне должны правильно сообщить информацию о себе. Давайте потренируемся и заполним анкету. (Учитель раздает анкету учащимся, и они ее самостоятельно заполняют).
Анкета
Фамилия, инициалы
Родители
Братья и сестры
Соседи
Опасность
Что делать в экстремальной ситуации
Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально. В опасную минуту вам придется самим принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе. Знаете ли вы, куда обращаться за помощью? (Учащиеся повторяют номера телефонов служб, записанные на доске.) Необходимо заранее представлять, что делать в критической ситуации.
Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить их нам поможет игра «Закончи предложение».
При пожаре звонить ... (101). Спички детям ... (не игрушка). Телефон милиции —... (102). От дыма и огня нужно ... (убегать). Телефон скорой помощи —... (103),
5. Рефлексия деятельности.
Учитель. Что нового вы узнали о чрезвычайных ситуациях?
Продолжите фразу.
При возникновении чрезвычайной ситуации я буду...
В трудную минуту я окажу помощь...