Цели и задачи: ознакомить с основными причинами пожаров в доме, квартире; жучить соблюдать правила пожарной безопасности; обучать действиям при возникновении пожара; познакомить с первичными средствами пожаротушения; воспитывать ответственное отношение при обращении с огнем.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение в тему занятия.
Учитель. Отгадайте загадку.
Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злобы ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты рукой его не тронь — Искусает всю ладонь. (Огонь.)
Мы все знаем, что огонь может быть другом, а может быть врагом.
Огонь — друг
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь — символ
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии (Греция), несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь — враг
Огонь оставил свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь — враг, если к нему относятся небрежно.
2. Работа над новым материалом.
Причины возникновения пожара
Учитель. Значительную часть жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. Мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность.
Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? (Ответ учащихся: «Пожарная безопасность».)
Подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар. (Ответы учащихся: игры со спичками, непотушенный костер, не выключенный телевизор и т.д.).
Учитель обобщает причины возникновения пожара:
неосторожное обращение с огнем (спички, костер);
нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
утечка бытового газа;
неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т.д.)
Правила пожарной безопасности в городской квартире
Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное — уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара — знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
Демонстрируется слайд. Учащиеся по очереди читают.
Правила пожарной безопасности
Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спички и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
Правила пожарной безопасности в деревне
Мы поговорили об опасностях в городской квартире. А что может стать причиной пожара в деревне? (Ответ учащихся: печка.)
~ Кто из вас читал книги о пожаре? (Учащиеся называют произведения: С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»,)
Учитель читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»: Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила: Печку,
Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Как вы думаете, почему возник пожар? (Потому что Лена не послушалась маму. Она открыла дверцу печки, уголек упал на пол и начался пожар. Лена нарушила правила пожарной безопасности.)
Правильно. Печь является одной из самых распространенных причин пожаров и несчастных случаев.
Учитель обобщает:
Никогда не прикасайтесь голыми руками к металлическим частям печи. Вы можете получить серьезный ожог.
Не трогайте без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, то в доме скопится угарный газ, и вы можете задохнуться.
Не открывайте печную дверцу. Оттуда может выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.
Действия при возникновении пожара
Знаете ли вы, что нужно делать при возникновения пожара? (Позвать на помощь взрослых, вызвать пожарную машину по номеру 101 и т.д.)
Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая из них получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище. (Класс разбивается на три группы.)
1-я группа — действия при возгорании телевизора.
Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
Сообщить в пожарную службу по телефону 101.
Если горение продолжается, то накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору сбоку, можно облить его водой.
Если вы не в силах справиться с огнем, то покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.
2-я группа — действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.
Позвонить в службу спасения 101.
Дышать через мокрую ткань.
Двигаться к выходу пригнувшись или ползком.
Не входить туда, где большая концентрация дыма.
Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.
3 группа — действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.
Позвонить в службу спасения 101.
Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
Создать запас воды в ванной комнате.
Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.
Первичные средства тушения пожара
Назовите первичные средства тушения пожара. (Вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок.)
3. Закрепление изученного материала.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Учитель. А сейчас мы поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать. Если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет, то хлопайте в ладоши.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 104?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кроссворд
|
|
|
| 1 | П | Л | А | М | Я |
|
|
|
|
| 2 | П | Е | Н | А |
| |
|
|
| 3 | П | Е | С | О | К |
| |
|
|
|
| 4 | У | Т | Ю | Г |
| |
|
| 5 | Ш | Л | А | Н | Г |
|
| |
|
|
|
| 6 | С | И | Р | Е | Н | А |
К | О | Л | О | Д | Е | Ц |
|
|
| |
8 | В | О | д | А |
|
|
|
Вопросы:
1. Светит, но обжигает.
2 и 3. Средства тушения огня.
4. Бытовой прибор, из-за которого, если его оставить включенным, может произойти пожар.
5. Им подают воду при пожаре.
6. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем.
7. Из него набирают воду в пожарные машины для тушения пожара.
8. Основное средство для борьбы с огнем.
— Какое слово получилось в закрашенном прямоугольнике? (Лестница.) Для чего пожарные применяют лестницу? (Если дом многоэтажный и пожарные не могут подняться по лестнице в подъезде, то они используют пожарную лестницу и влезают в горящую квартиру через окно.)
Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя. Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Если он
используется в управляемой ситуации, то очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
Рефлексия.
Вывод. Главный способ защититься от пожара — самому не стать его причиной!