Цели:
уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие;
развивать фонематический слух;
развивать зрительное и слуховое внимание;
обучать навыкам словообразования и словоизменения;
расширять активный словарный запас.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки-символы, схемы звуков.
Программное обеспечение: презентация, составленная в программе Power Рoint
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы должны научиться:
– слышать и различать близкие по произношению согласные Ч и Щ;
– четко произносить близкие по артикуляции согласные Ч и Щ;
– читать слоги и слова с буквами Ч и Щ;
– правильно изменять слова.
II. Дифференциация изолированных звуков и букв.
1. – Ребята, услышав звук [Ч], хлопните в ладоши: Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.
2. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Щ] на улице?
– Дворник подметает двор метлой и слышится звук [Щ–Щ].
Дыхательная гимнастика.
Упражнение “спущенная шина” -ш-ш-ш.
Разучить упр. “Тишина”.
И.п. сидя. Указательный палец приложить к губам. Сделать глубокий вдох носом на выдохе протяжно произнести звук (ч-ч-ч).
Работа над дикцией.
Чтение слогов протяжно.
Работа над произношением скороговорки:
Пекарь пек калачи в печи.
Составление слов.
3. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]?
Губы выдвинуты вперед и округлены;
язык в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
струя теплого воздуха плавно идет посредине языка;
звук всегда произносится мягко;
голосовые связки не работают, звук глухой.
– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук Щ.
Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке Щ.
4. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Ч] на улице?
– Кузнечик стрекочет: [Ч, Ч, Ч]
5. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Ч]?
Губы выдвинуты вперед и округлены.
В работе языка различают два момента:
1) кончик языка смыкается с верхними резцами (у их корней);
2) язык отходит немного назад и в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
3) струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта;
4) звук всегда произносится мягко;
5) голосовые связки не работают, звук глухой.
– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук [Ч].
Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке [Ч].
6. – В чем сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]?
Ученик с опорой на символы называет сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч].
– Одинаковое положение губ, язык в верхнем положении, теплый воздух выходит изо рта, оба звука всегда мягкие, глухие.
По-разному выходит воздух изо рта: при звуке [Щ] – плавно, при звуке [Ч] – толчкообразно.
7. Сравнение букв.
8. Сравнение характеристик звуков.
III. Дифференциация в слогах.
Чтение слогов:
а) обратных.
б) прямых.
в) в середине слогов.
IV. Физкультминутка. Часы
V. Дифференциация в словах.
1. Определение места звука [Щ] в словах: щетка, лещ, щенок, ящик.
2. Определение места звука [Ч] в словах: мяч, девочка, перчатки, чашка.
VI. Словообразование.
Игра “Большой – маленький”.
Щенок – щеночек, ящик – ящичек, щетка – щеточка, щука – щучка.
VII. Словоизменение.
Игра “Один – много”.
Волчонок – волчата, щучка – щучки.
Игра “Слоговой аукцион”.
VIII. Оценка деятельности детей.
IX. Подведение итогов.
Чему мы учились на уроке?
Какое задание было самым сложным?
Нарисуй свое настроение.