Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Цели:

уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие;

развивать фонематический слух;

развивать зрительное и слуховое внимание;

обучать навыкам словообразования и словоизменения;

расширять активный словарный запас.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки-символы, схемы звуков.

Программное обеспечение: презентация, составленная в программе Power Рoint


Ход урока


I. Организационный момент. 

Мы должны научиться:

– слышать и различать близкие по произношению согласные Ч и Щ;
– четко произносить близкие по артикуляции согласные Ч и Щ;
– читать слоги и слова с буквами Ч и Щ;
– правильно изменять слова.

II. Дифференциация изолированных звуков и букв.

1. – Ребята, услышав звук [Ч], хлопните в ладоши: Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.

2. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Щ] на улице? 

– Дворник подметает двор метлой и слышится звук [Щ–Щ].

Дыхательная гимнастика.

Упражнение “спущенная шина” -ш-ш-ш.

Разучить упр. “Тишина”.

И.п. сидя. Указательный палец приложить к губам. Сделать глубокий вдох носом на выдохе протяжно произнести звук (ч-ч-ч).

Работа над дикцией.

Чтение слогов протяжно.

Работа над произношением скороговорки:

Пекарь пек калачи в печи.

Составление слов.

3. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]? 

Губы выдвинуты вперед и округлены;

язык в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;

струя теплого воздуха плавно идет посредине языка;

звук всегда произносится мягко;

голосовые связки не работают, звук глухой.

– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук Щ.

Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке Щ.

4. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Ч] на улице?

– Кузнечик стрекочет: [Ч, Ч, Ч]

5. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Ч]? 

Губы выдвинуты вперед и округлены.

В работе языка различают два момента:

1) кончик языка смыкается с верхними резцами (у их корней);

2) язык отходит немного назад и в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;

3) струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта;

4) звук всегда произносится мягко;

5) голосовые связки не работают, звук глухой.

– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук [Ч].

Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке [Ч].

6. – В чем сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]?

Ученик с опорой на символы называет сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]. 

– Одинаковое положение губ, язык в верхнем положении, теплый воздух выходит изо рта, оба звука всегда мягкие, глухие.

По-разному выходит воздух изо рта: при звуке [Щ] – плавно, при звуке [Ч] – толчкообразно.

7. Сравнение букв. 

8. Сравнение характеристик звуков. 

III. Дифференциация в слогах.

Чтение слогов: 

а) обратных. 
б) прямых. 
в) в середине слогов. 

IV. Физкультминутка. Часы

V. Дифференциация в словах.

1. Определение места звука [Щ] в словах: щетка, лещ, щенок, ящик.




2. Определение места звука [Ч] в словах: мяч, девочка, перчатки, чашка.




VI. Словообразование.

Игра “Большой – маленький”.

Щенок – щеночек, ящик – ящичек, щетка – щеточка, щука – щучка.

VII. Словоизменение.

Игра “Один – много”.

Волчонок – волчата, щучка – щучки.

Игра “Слоговой аукцион”.

VIII. Оценка деятельности детей. 

IX. Подведение итогов. 

Чему мы учились на уроке?

Какое задание было самым сложным?

Нарисуй свое настроение.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев