Русский язык

Окружающий мир

 

Цель урока: создать у детей обобщенное представление о музыкальных особенностях песни, танца, марша и многообразии их жизненных связей.

Задачи урока:

Образовательные: Актуализация понятий «композитор – исполнитель - слушатель». Познакомить с тремя разнохарактерными произведениями; формировать у учащихся понимание эмоционального состояния музыки.

Развивающие: Развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения; тренировка органов дыхания.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся возможности чувствовать разное эмоциональное состояние человека, которое выражено в музыке.

Планируемые результаты

-предметные: Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей

Личностные: выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора.

-метапредметные:

Универсальные учебные действия

- познавательные УУД: использо­вать общие приемы решения исполнительской задачи.

-регулятивныеУУД: формировать и удерживать учебную задачу.

-коммуникативные УУД: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодействии

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализирование, рассуждение, работа с учебником).

Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.


Ход урока

1. Организационный этап

Музыкальное приветствие

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся.

- Давайте споем песню «Настоящий друг».

- Кто пел мелодию? (Хор).

- А кто играл аккомпанемент? (Учитель).

3. Первичное усвоение новых знаний.

- Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни - какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее. «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.

- Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем?

(Слова. Песня. Мелодия).

- Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».

- Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (Звучат мелодии популярных песен, дети называют их).

- Вы хорошо справились с этим заданием.

Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора

П.И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».

- Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)

Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику

А теперь послушайте мелодии двух пьес - марша и танца.

Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда - танец? Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» Л. Чайковского.

(Первая - мелодия марша. Вторая - танца. Этот танец называется «вальс»).

- По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где - танца?

(Мелодия марша звучала четко, отрывисто. Звуки ее будто бы изображали шаги, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).

- В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру - игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук

«игрушечных кукол», мальчики - играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. - Правильно! А как же вы узнали вальс?

{Мелодия в нем плавная, красивая. Она словно закружилась в танце. А я считала «про себя» - раз, два, три, как будто я танцевала вальс на балу).

(Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево - вправо) .

- А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш.

Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя.

(Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов).

- Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка?

(Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво).

- Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер. (Учащиеся выполняют задание).

- Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

(Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое).

. (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка).

- Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза - это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном,

дорогом, добром.

4.Первичная проверка понимания

Задание: найдите в учебнике-тетради рисунок, который передает именно такое настроение слушателя. (Дети выполняют задание).

- А теперь давайте споем мелодии этих пьес (в удобной для пения тональности, на слог «ля»).

5. Первичное закрепление.

- В учебнике-тетради предлагается задание: записать «пульс» марша вертикальными линиями. Сейчас под музыку мы с вами выполним это задание. Сначала мы всем классом нарисуем эти линии-палочки в воздухе воображаемыми мелками, а Петя и Маша могут это сделать на доске.

6. Вокально- хоровая работа

Работа над песнями «Песня о школе», «Настоящий друг» под фонограмму «минус»

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)

Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)

Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)

Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)

Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.

Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.

 

Проверка учебных достижения