Особенности мышления учащегося напрямую влияют на формирование процесса развития человеческой индивидуальности.
Логическое (аналитическое) мышление, как правило, связано со следующими мыслительными операциями: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, аналогия. Необходимо формировать у школьников более эффективные, чем логическое, виды мышления. В этой связи особое внимание уделяется критическому, творческому и эвристическому мышлению. Каково же соотношение разных видов мышления и их влияние на развитие индивидуальности подрастающего человека?
Изменилось время, изменился заказ государства школе. Обновление социального заказа общества к образовательным учреждениям определено необходимостью опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы. Выпускника современной школы должно отличать следующее: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к деятельностной образовательной модели.
Любому обществу нужны одарённые люди, следовательно, перед ним стоит задача воспитать таких людей, рассмотреть и развить их способности.
Что же такое одарённость? Под этим термином мы представляем себе системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения особых результатов в том или ином виде деятельности. Одаренные дети - это дети, которые поражают нас своими яркими способностями, большим объёмом знаний и умений по сравнению с другими детьми. Слово одарённость означает дар, божий дар. Первые искорки таланта, способностей замечают в своих детях родители. Прекрасно если они способствуют их развитию, через посещение кружков, секций, клубов по интересам. Успех ребёнка во многом зависит от преподавателя, к которому он попадёт. Задача школы и учителя не затормозить рост способностей ученика, а поддерживать и развивать их.
Одна из наиболее сложных задач начального обучения - формирование орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Грамотное письмо является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания.
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это необходимо.
В настоящее время перед школой стоит задача обучения младших школьников, развития их психических процессов, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей младшего школьного возраста. Один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии внимания.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.
Время, в котором мы живем - это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит переосмысление идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства.
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации “шока от будущего”, – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии [13, с.384]. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД). Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возросла. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником».
Одной из актуальных задач начальной школы по ФГОС второго поколения является введение в обучение информационных технологий. В новых учебных программах, определяющих содержание начального образования, заложены основы для качественного обучения и воспитания школьников. Реализация этих программ требует использования более эффективных методов обучения, что в свою очередь вызывает необходимость широкого применения современных средств обучения, среди которых важное место занимают технические средства обучения.
У каждого человека Родина начинается с колыбельной песни, которую пела ему мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.
Известно, что главной целью воспитания и обучения является гармоничное развитие личности. Значит, передо мной стоит задача – воспитать независимого и самостоятельного человека.
Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах, и по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако, бывают случаи, когда усвоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т.д., смежные виды искусства на уроке литературы, а так же разнообразные графические материалы принято называть наглядными средствами обучения.
Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий, являющихся на сегодня самым совершенным видом ТСО.
С помощью компьютера возможно не только облегчить осуществление принципов развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения, но и достигать результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий. При постановке новых целей необходимо учитывать как особенности возрастной психологии младших школьников, так и возможности компьютеров.
Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка, увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (аудио, кино, видео). При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.
На данном этапе в системе современного образования происходят большие изменения. В его основе лежит активность и учителя, и, конечно же, ученика. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребёнка предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления.
Во время обучения грамоте письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет изучения и усвоения, а когда это действие утрачивает значение предмета усвоения то начинает выполняться техническая (исполнительская) функция письма и в целом письменной речи. Учащимися достаточно быстро, легко и качественно совершается процесс воспроизведения букв, без каких-либо напряжений. Именно это позволяет сосредоточить внимание на других аспектах письма: умений точно и правильно выражать свои мысли письменно.
В формировании навыка выделяют основные три этапа.
Первый этап – аналитический - это вычленение и овладение отдельными элементами действия, освоения содержания.
Второй этап – синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.
В последние годы существенно изменились приоритеты в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, что требует от педагога развития личности ученика, т.е. максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Ни у кого не вызывает сомнений необходимость перехода к личностной парадигме образования, которая ориентируется на то, чтобы развивать ученика, выращивать его способности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования.
Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность учащихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации.
Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении учащимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны.
Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком бога. Может быть в этом и есть доля истины, т.к. известно, что Пушкины и Моцарты рождаются редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.
Я думаю со мной согласятся коллеги, что проект есть всякое действие совершаемого от всего сердца и с определённой целью.
Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтверждается многочисленными исследованиями. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.
Одна из самых частных патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. В результате в современной концепции модернизации системы образования появился новый раздел «образование и здоровье», где впервые ребенок рассмотрен не как «объект педагогического воздействия», а как живой, еще не сформировавшийся человек, страдающий от перегрузок, стресса, стандартного подхода больше, чем взрослый.
Мы много говорим о проблемах школы. Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
-в умении работать с информацией;
-в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
-в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
По требованию новых стандартов полученные знания не должны лежать мёртвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями,самостоятельно их находить и наращивать, применять вжизни. На уроках сейчас основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению проектных, исследовательских работ.
Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения.
К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.
Главная цель обучения детей-инофонов - прежде всего практическое овладение русским языком. В рамках курса внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» мы вовлекаем учащихся в активную языковую среду. Это особая учебная ситуация, направленная на стимулирование инициативы учащегося.
В УМК для детей мигрантов «Русский язык: от ступени к ступени» разработана целая серия методических приёмов, позволяющих с первых шагов обучения приблизить школьника-инофона к живому русскому слову. Основной принцип обучения - опора на коммуникацию, формирование навыков устной и письменной речи.
Игра по-прежнему является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей младшего школьного возраста. Конечно, организация учебного занятия в игровой форме не является чем-то новым, но именно в игровой деятельности реализуется и системно-деятельностный подход в обучении, и здоровьесберегающие технологии.
Дидактическая игра - это:
один из лучших способов мотивации учебной деятельности;
механизм, развивающий творческие способности учащихся;
механизм, создающий условия для обучения детей выполнять действия по алгоритму;
Данный проект является интегрированным комплексом уроков изобразительного искусства, технологии и уроков здоровья, здоровьесберегающей направленности.
Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Красота, как известно, требует жертв, а здоровье зубов – бережного отношения и регулярного ухода.
Зубы вырастают всего два раза в жизни, а потому, не заботясь о них должным образом, можно распрощаться с большей их частью, даже не достигнув преклонного возраста. А ведь каждому понятно, что без зубов нельзя вести полноценную жизнь. Вопреки сложившемуся мнению, ухаживать за полостью рта очень просто – необходимые каждодневные процедуры отнимут не более 15-20 минут.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.
Условия возникновения проблемы, становления опыта.
В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения иностранному языку как:
- средству межкультурного общения;
- инструменту взаимообогащения народов;
- способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры.
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Методическое письмо МОРФ рекомендует для развития самооценки учащихся подбирать разноуровневые варианты заданий, при этом замечает, что такая форма контроля используется мало и требует серьезной подготовки. С этим нельзя не согласиться. Но именно такая форма работы помогает лучше решить задачу формирования адекватной самооценки младшего школьника.
Цель: поделиться опытом использования приемов проблемного обучения учащихся со слушателями путем прямого и комментированного показа и показать порядок составления кластера.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, элементы, составляющие кластер (демонстративный материал).
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках».
Истина там, где есть вопрос, либо проблема. Именно эти слова являются моим педагогическим кредо.
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность. (В. Белинский). Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. (В. Ключевский)
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.