Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели:

ознакомление учащихся с понятием «прямой угол», закрепление знаний об отрезках;

развитие пространственного воображения, внимания, памяти, творческих способностей учащихся;

воспитание аккуратности, сплоченности, добросовестного отношения к труду.

Оборудование: таблички со словами: «геометрия, луч, вершина, сторона, прямой угол»; рисунки домиков, выставка книг Житомирский, Шеврин «Путешествие по стране Геометрии», «Всё обо всём»; для учеников: угольник, лист бумаги.

ХОД УРОКА

I. Организация на урок

– Долгожданный дан звонок, начинается урок.
– Итак, начинаем урок математики.
– Какое сегодня число?
– Запишите дату.
– Вы заметили, что день прибавился? 1 января долгота дня была 7 часов 05 минут, а 21 января долгота дня 7 часов 55 минут.
– Кто сумеет подсчитать, на сколько минут увеличилась долгота дня?
– День постепенно увеличивается. Есть такая пословица: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Чтобы вам не скучать, я предлагаю отправиться в путешествие – открытие.

II. Подготовка к изучению новых знаний

– Какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым …)
– Проверим, обладаете ли вы такими качествами.

1. Минута чистописания

3, 6, …, …, 15, …, …, 24, …, … .

– Сообразите, какая закономерность и вставьте пропущенные числа. (Каждое следующее число увеличивается на 3.)
– Запишите в тетрадь.

2. Игра «Внимание»

– А теперь проверим ваше внимание. По команде «Внимание!» я открою несколько карточек с изображениями. Самый внимательный запомнит не только изображения, но и их последовательность.


– Зарисуйте изображения в тетрадь, но каждое изображение должно поместиться в одной клеточке.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте. У кого все верно поставьте на полях  «+».

– Начнешь в учении с малого, достигнешь и большое. (В течение всего урока учитель произносит эту пословицу.)

3. Задание на выносливость

Присядьте столько раз, сколько получится, если из 13 – 9.
Подпрыгните столько раз, сколько получится, если к 2 + 4.

4. Расшифруйте слова

мая пря
ки нит
ре зок от
у г к р

прямая
нитки
отрезок
круг

– Какое слово вам кажется лишним?
– А что объединяет слова прямая, отрезок, круг? (Геометрические фигуры)
– Вы сказали «геометрические»? Я приглашаю вас в страну Геометрию. (Открыть название: «Путешествие в страну Геометрию».)
– А что такое геометрия?

ГЕОМЕТРИЯ

– табличка с этим словом вывешивается на доске.

– Слово геометрия пришло из греческого языка. «Ге» – земля «метрио» – мерить. Геометрия – это раздел математики, в котором изучают фигуры, их формы, положение предметов в пространстве.

5.
– Кто же будет проводником в путешествии? Об этом вы узнаете, когда решите примеры:

16 – 7
20 + 15
9 + 6
60 + 4
27 – 20

– Работать будете в парах. Сосчитайте, найдите ответ среди чисел на карточках, которые лежат у вас на парте, возьмите нужную карточку с числом и положите ее перед собой. (Остальные ответы нужно положить в ряд.)

9

35

15

64

7

т

о

ч

к

а

– Переверните каждую карточку. Поднимите руку та пара, у которой получилось слово «точка». Это значит, что вы правильно решили примеры. А кто догадался, кто будет сопровождать нас в путешествии?

III. Усвоение новых знаний

1. Отправляемся в путь. Вышла Точка на прямую и пошла по ней. Шла-шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?» Тут появились ножницы, щелкнули и разрезали прямую с одной стороны, щелкнули еще раз и разрезали прямую с другой стороны.


«Как интересно! – воскликнула Точка, – что же из моей прямой получилось?» (Отрезок)
– Докажите, что это отрезок.


2.
– А вы умеете чертить отрезки?
– Откройте учебники на стр. 8 № 5.
– Прочитайте задание про себя, поднимите руку, кто сможет выполнить это задание.

(Один ученик выполняет задание у доски, остальные работают самостоятельно.)

Проверка:

– Почему длину второго отрезка находили вычитанием?
– У кого длина второго отрезка равна трем см, поставьте на полях «+».

Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое.

3.
– А можно ли назвать отрезком эту фигуру?
– Почему? (Ограничена только с одной стороны.)
– А как она будет называться?
– Луч – это часть прямой, ограниченной с одной стороны.

ЛУЧ

– табличка с этим словом вывешивается на доске

4.
– Отправилась точка дальше. Прошла она немного и остановилась.


Она вдруг вспомнила про лучи, которые она оставила. И ей их стало жалко. Точка решила к ним вернуться и сделать из них прямую. Но поторопилась и у нее получилось вот что:


– Что получилось у Точки? (Ломаная)
– Взобралась точка на самое высокое место и покатилась. Катится и приговаривает:

От вершины по лучу
Словно с горки покачу
Только луч теперь – «она»
Он зовется «сторона»

– Как называется место соединения лучей? (Вершина)
– А как стал называться луч? (Сторона)

ВЕРШИНА
СТОРОНА

– Посмотрите, какие бывают разные углы.


– Мы сейчас займемся изготовлением модели угла.
Повторяйте за мной. (Лист бумаги складывается вчетверо).
– У всех получилась модель прямого угла.

ПРЯМОЙ УГОЛ

– Найдите вершину прямого угла и отметьте ее точкой.

5. Нахождение прямых углов

– Найдите угол у парты. Давайте проверим ,будет ли он прямым?
– Проверить можно с помощью нашего прямого угла. Для этого нужно приложить прямой угол на угол парты так, чтобы вершины углов совпали. Если при этом совпадут его стороны тоже, значит, угол парты будет прямым.
– Назовите еще предметы, у которых есть прямые углы.
– Намного удобнее при нахождении прямых углов пользоваться угольником. Возьмите его и покажите мне прямой угол, с обратной стороны он помечен розовым квадратиком.
– Развернув прямой угол можно обнаружить, что две перпендикулярные линии образуют … Сколько прямых углов? (4)

6. Ученики чертят прямой угол в тетради. (Поставить точку, приложить к ней вершину прямого угла и обвести стороны угольника)

– Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое.

7. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.

IV. Закрепление изученного

8. Прошла точка дальше и вошла в удивительный город. Там она увидела очень необычные дома. Они ей все понравились, и она решила зайти в некоторые из них. «Все углы, да углы, – подумала Точка, – зайду-ка я в домик, у которого нет ни одного угла».


(К каждому домику прикреплен конверт с заданием.)

– Кто догадался, в какой домик она зашла?

Задание: Самостоятельно начертить многоугольник, у которого все углы прямые.

Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое.

9. Затем она решила зайти в домик, который имел только прямые углы. Там она нашла задание для групп.

Повторение правил совместной работы.

Задание: составить фигуру. А в каждой геометрической фигуре отметить прямые углы.

10. Игра «Закончи предложение»

– Наше путешествие подходит к концу. На прощание Точка дарит нам игру. Я начну предложение, а вы закончите его хором.

– Две перпендикулярные прямые образуют четыре … (прямых угла) – показ.
– Место, где соединились два луча, образующих угол называется … (вершина угла).

От вершины по лучу
Словно с горки покачу
Только луч теперь – «она»
Он зовется … (сторона)

V. Домашнее задание

– Нарисовать картину с различными предметами и показать на них прямой угол.

VI. Итог урока

– Закончилось наше путешествие по стране Геометрия. А хотелось бы вам побольше узнать об этой стране? Я советую вам найти и прочитать книги «Путешествие по стране Геометрии» авторы: Житомирский и Шеврин. Из книги «Все обо всем» вы узнаете подробно, что такое геометрия.

(Эти книги были поставлены на выставку еще на перемене.)

– А вы заметили, что на уроке я несколько раз повторила одну пословицу?
– Какую?
– Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое. Это – японская пословица. Как вы понимаете ее смысл?

– Желаю вам успехов в учебе, постигнуть – большое.

Проверка учебных достижения