Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели:

1.Познакомить с решением уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого.

2.Закреплять решение уравнений с неизвестным слагаемым; решение текстовых задач; навыки быстрого и стабильного счёта в пределах 9.

3.Воспитывать интерес к математике; умение работать в парах; взаимовыручку (умение прийти на помощь товарищу).

 

Ход урока

1.Организация урока:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

 

2.Целеполагание:

-Посмотрите на доску и попробуйте сами определить тему урока.

-Мы будем продолжать учиться решать уравнения. Отрабатывать взаимосвязь между целым и частью. Закрепим навык быстрого счёта в пределах 9.

Установка

-Откройте тетрадь.

-Как вы настроены, поработать сегодня?

Оцените свою активность на шкале успеха.

 

3.Актуализация знаний:

Урок у нас сегодня не простой. Мы отправимся в сказку. А какую? Давайте расшифруем её название.

 

1

6

3

5

 

7

2

4

2

8

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

Л     4 + 5 – 2                         Б     9 – 3 – 2                     Е       7 – 3 – 2  

У     8 – 3 + 1                         Г     3 + 2 – 4                    И       4 + 3 – 2

С     5 + 1 – 3                         А     6 + 2 + 1                   Д       4 + 2 + 2

 

Жили мужик да баба. Были у них дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошечко, а сама заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печка.

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

-Выполни мои задания, тогда скажу.

-Поможем Машеньке?

Проверю, какие вы внимательные.

 

9 – 3 + 0 – 5 + 8 – 0 – 4 + 2 – 4 – 2

 

У доски ученики решают примеры

5 + 3                     6 + = 9                     3 = 7

7 – 5                     + 2 = 8                        2 = 8

5 + 4                     9 - = 7                      3 = 3  

8 – 3                     8 - = 5                       6 = 9

6 + 3                    4 + = 7                       7 = 0

7 – 3                     + 3 = 8                        9 = 4

 

Установка:

Пропустите вниз 2 клетки. На 3 клетке поставите точку. Будем записывать ответы через клетку.

 

Математический диктант

-Найдите сумму чисел 8 и 1.

-Вычислите разность чисел 3 и 0.

-Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Чему равна разность?

- 1-ое слагаемое 5, 2-ое слагаемое 2. Найдите значение выражения.

-Уменьшите 8 на 6.

- Увеличьте 3 на 2.

-Я задумала число, к нему прибавила 7 и получила 8. Какое число я задумала?

Проверка: 9, 3, 4, 7, 2, 5, 1.

 

Установка:

Пропустите вниз 1 клетку, на 2-ой поставьте точку. Запишите получившиеся ответы в порядке возрастания.

Проверка: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9.

-Какие числа, как вы считаете, потерялись?

-Где их место в N ряду чисел?

Получается ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

-Какое самое большое число в этом ряду чисел?

-Расскажите всё, что знаете о числе 9?

-Как можно получить число 9?

-Проверим тех учеников, которые работали у доски.

 

Установка:

Закройте тетрадь и уберите на край стола.

-Молодцы, ребята! Справились с заданиями печки. Побежала Машенька дальше, и мы вслед за ней. Глядим: летит божья коровка.

 

Физкультминутка для глаз

Божья коровка летела

На кончик указки села,

Глазками её поймай

И за ней понаблюдай –

Попытайся вслед за ней

Пробежаться глазками.

 

И видит Машенька, стоит яблонька.

-Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

-А ты придумай задачи по выражениям (4 + 3;       4 – 3) про мои яблочки и соотнеси их со схемами.

Поможем Машеньке справиться с заданиями?

 

И с заданиями яблоньки помогли мы Машеньке справиться. Бежит Машенька дальше и видит, течёт речка в молочных берегах. Спрашивает у неё Машенька:

-Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?

-Убери камешки, которые мешают мне течь, тогда и скажу.

5 + Ω = 9                     8 – Ω = 6

Ω + 2 = 7                     7 – Ω = 4

-Что находим? (Мы находим часть)

-Как найти часть? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть)

Камешек – это неизвестная часть. Неизвестное число в уравнении – это Х

 

Х + ΟΟ = ΟΟΟ

Такие уравнения мы решали. Помогите Машеньке справиться с ним.

-Прочитайте уравнение.

-Находим целое или часть?

-Как найти часть?

 

Проблемная ситуация

 

-Чем отличается новое уравнение от тех, которые мы решали раньше? (мы решали уравнения с «+», а теперь с «-»)

 

∆∆∆Ο – Х = ∆∆∆

-В чём сходство? (мы находим часть)

-Как найти часть? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть)

 

 

4.Новая тема

Давайте вместе попробуем решить новое уравнение по плану:

-Прочитайте уравнение

-В этом уравнении части … и целое …

-Применяю правило …

- Ответ: Х равен …

-Проверяю

 

Обобщение

-Чем является Х? (частью)

-Как найти часть? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть)

 

Работа с учебником

с.24

Давайте проверим вывод, который сделали мы, с выводом в учебнике.

 

-2- (комментированное управление по алгоритму)

-Чем является Х? (мы находим часть)

-Как найти часть? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть)

 

 

А сейчас попробуем решить буквенное уравнение а – х = в

-Чем является Х? (частью)

-Запишите в учебниках-тетрадях чему равен Х

 

Обобщение:

-Какое правило нам помогло найти Х? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть)

 

 

Физкультминутка:

Мы устали чуточку

Отдохнём минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри.

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

 

5.Закрепление

-3- (комментированное управление)

Работа в статистических парах

 

1 вариант: 6 + Х = 9                                       2 вариант:  Х + 5 = 8

                 8 - Х = 3                                                          9 – Х = 5

                 Х + 4 = 7                                                         3 + Х = 7

 

Обобщение:

-Чем является Х в новых уравнениях? (частью)

-Как найти часть? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть)

 

Помогли мы Машеньке справиться с заданиями речки. И побежала она через лес к домику Бабы Яги. Видит Машенька стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. В избушке Баба Яга кудель прядёт, а на лавочке братец сидит серебряными яблочками играет. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка решит задачи.

-Поможем Машеньке выполнить задания Бабы Яги?

 

6.Работа над пройденным материалом

-4-           (Кто может, тот решает задачу самостоятельно)

Разбор задачи:

-Куда выводили собак?

-Сколько собак вывели на прогулку?

-Какие собаки были по цвету?

-Сколько вывели на прогулку белых собак?

-А чёрных?

-Что нужно узнать?

-Что мы должны узнать, целое или часть?

 

Запишите решение

Проверка: 9 – 2 – 3 = 4(с.)

               Ответ: 4 собаки.

Кто справился с задачей: (разноуровневая работа)

1 вариант: На сколько собак больше вывели на прогулку, чем осталось?

2 вариант:   Решите по действиям с пояснениями.

3 вариант: На сколько собак больше чёрных, чем белых вывели на прогулку?

 

Кто справился с дополнительными заданиями (дифференцированный подход)

Составим обратные задачи.

 

Помогли мы Машеньке выполнить задания Бабы Яги. Схватила девочка братца и побежала домой. А к этому времени и папа с мамой приехали, и подарки им привезли.

Итог: Закончилась сказка, подошёл к концу и наш урок. Оцените на шкале успеха свою работу

 

 

Проверка учебных достижения