Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов
Математические диктанты — одна из форм учебной работы. В школе на уроке учителя используют их с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их вычислительных навыков.
Главной целью этой работы является развитие мышления, внимания, памяти, речи. В начале обучения учитель своими вопросами помогает детям концентрировать внимание на главном и отвлекаться от второстепенного. Чем выше уровень развития мышления, тем больше вопросов возникает у самого ученика. Тогда ему надо помочь найти ответы на его вопросы, а не давать готовых решений. Именно такой подход к изучению математики необходим сегодня. Поэтому в большинстве диктантов есть задания типа: сравни, сделай вывод, найди закономерность, продолжи последовательность. Подобные задания активизируют мышление.
Помочь детям самому осмыслить выполненную им работу, проверить правильность решения, а иногда и оценить результат — значит воспитать в нём чувство самооценки, без которой трудно быть успешным человеком. Поэтому большинство диктантов заканчивается заданием: «проверь себя» Для того чтобы решение заданий доставляло радость хорошо выполненной работы, важно с первых уроков математики приучать детей писать цифры красиво, аккуратно. Каждая цифра в своей клеточке! При записи в одну строку нескольких чисел после числа ставится запятая и пропускается 1—2 клетки.
Если в диктанте необходимо сравнить числа по их записи, а не по их значению, то есть указание писать число под числом. Такая запись готовит учеников к изучению алгоритмов письменных вычислений, к составлению различных таблиц в старших классах,
Умение чётко выполнять инструкции само собой не появляется. «Каждому делу учиться надо!» — говорит Незнайка своим друзьям.
При выполнении математических диктантов важно точно соблюдать инструкцию по оформлению работы там, где она дана. Писать в строку или в столбик, с начала строки или с середины, записывать промежуточные вычисления или только ответ — часто зависит от следующих заданий, которые известны взрослому, но не известны ученику. Поэтому лучше сразу приучать ребёнка к порядку, к чёткости и аккуратности. Это помогает хорошо учиться.
Учитель читает задание (диктует), а дети сразу его выполняют. Такая работа необходима, поскольку она развивает умение понимать математические термины при восприятии их на слух.
Все вычисления надо делать устно: это экономит время и формирует вычислительные навыки.
Время выполнения каждого диктанта — от 5 до 15 минут.