Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов

 

Математические диктанты — одна из форм учебной работы. В школе на уроке учителя используют их с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их вычислительных навыков.

Главной целью этой работы является развитие мышления, внимания, памяти, речи. В начале обучения учитель своими вопроса­ми помогает детям концентрировать внимание на главном и отвлекаться от второстепенного. Чем выше уровень развития мышления, тем больше вопросов возникает у самого ученика. Тогда ему надо помочь найти ответы на его вопросы, а не давать готовых решений. Именно такой подход к изучению математики необходим сегодня. Поэто­му в большинстве диктантов есть задания типа: сравни, сделай вывод, найди закономерность, продолжи последовательность. Подобные за­дания активизируют мышление.




Помочь детям самому осмыслить выполнен­ную им работу, проверить правильность решения, а иногда и оценить результат — значит воспитать в нём чувство самооценки, без которой трудно быть успешным человеком. Поэтому большинство диктантов заканчивается заданием: «проверь себя» Для того чтобы решение заданий доставляло радость хорошо выполненной работы, важно с первых уроков математики приучать детей пи­сать цифры красиво, аккуратно. Каждая цифра в своей клеточке! При записи в одну строку не­скольких чисел после числа ставится запятая и пропускается 1—2 клетки.

Если в диктанте необходимо сравнить числа по их записи, а не по их значению, то есть указание писать число под числом. Такая запись готовит учеников к изучению алгоритмов письменных вы­числений, к составлению различных таблиц в старших классах,

Умение чётко выполнять инструкции само собой не появляется. «Каждому делу учиться надо!» — говорит Незнайка своим друзьям.

При выполнении математических диктантов важно точно соблюдать инструкцию по оформле­нию работы там, где она дана. Писать в строку или в столбик, с начала строки или с середины, запи­сывать промежуточные вычисления или только от­вет — часто зависит от следующих заданий, кото­рые известны взрослому, но не известны ученику. Поэтому лучше сразу приучать ребёнка к порядку, к чёткости и аккуратности. Это помогает хорошо учиться.

Учитель читает задание (диктует), а дети сразу его выполняют. Такая работа необходима, поскольку она развивает умение пони­мать математические термины при восприятии их на слух.

Все вычисления надо делать устно: это эконо­мит время и формирует вычислительные навыки.

Время выполнения каждого диктанта — от 5 до 15 минут.

 

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев