Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
В ходе многолетней практической деятельности нам постоянно приходится анализировать результаты логопедической и общеобразовательной работы с дошкольниками, выпускаемыми из различных детских садов Москвы. Большая часть будущих школьников владеет развёрнутой фразовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
неспособность синтезировать информацию;
неумение планировать;
неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7 — летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно- образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконииа, П. Я. Пшыкрина, В. В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже. Причем последние считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».
Не ставя под сомнение данное утверждение, мы позволили предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при норме развития, так и в условиях патологии.
При составлении данного пособия мы руководствовались следующими задачами:
представить игры и упражнения для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция);
из заданий, направленных на развитие мышления, выбрать именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребёнка;
расположить игры и упражнения в порядке нарастания сложности.
Каждая из предлагаемых игр, в которых авторские идеи сочетаются с известными психологическими тестами, модифицированными для старшего дошкольного возраста, представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании дополнена.
Для детей, овладевших основными речевыми навыками.
Педагог или родитель выбирает игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Объединение нескольких детей в группы сделает игры более динамичными, эмоциональными и эффективными.
В процессе выполнения этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес
к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе.
Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника. Кроме того, в тетради имеются игры, которые активизируют творческие способности ребенка.
Для детей с проблемами в речевом развитии.
Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, занятия по данному пособию помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.
Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под чьим-либо наблюдением, а без такового возвращаются к дефектной речи, поэтому для них мы рекомендуем использовать данные игры на заключительном этапе автоматизации правильного произношения.
Нам представляется, что самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания детей на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных игр способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным её формам. Без последнего этапа, то есть переноса приобретённых фонетических навыков в спонтанную речь, логопедическая работа не может считаться законченной.
Таким образом, взрослые, играя с дошкольником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Характерно, что проведение предлагаемых нами игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.
Не все упражнения в пособии снабжены рисунками, и это не случайно. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребёнок «не привязан» к конкретному объекту. При решении указанных интеллектуальных задач малышу потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут малышу не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
После описания определённых игр в пособии оставлено место. По нашему представлению, родителям и педагогам интересно будет записать ответы детей с тем, чтобы позже вспомнить их, проанализировать, обсудить со специалистом.
Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца ещё неразгаданный учёными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления — речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие. Успехов вам!
Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. Ткаченко.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
Будет кубик катиться? Почему?
Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?
У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь»). Как она догадалась?
Может поезд метро столкнуться с автобусом?
По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
Летом можно кататься на лыжах? Почему?
На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
Чем столб отличается от дерева?
Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?
Для чего зимой надевают шубы?
Если шубу положить на снег, снег под ней растает?