Русский язык

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей понимать юмористический текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Оборудование: выставка книг и портрет М.М. Зощенко; маг­нитная азбука, рабочие тетради.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Какое продолжение рассказа вы придумали? Расскажите.

IIl. Речевая разминка

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки? (Болтливого человека сравнивают с сорокой.)

IV. Работа по теме урока

1. Введение

- Откройте тетради и запишите, расшифровав, полное имя писателя.

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

(Михаил Михайлович Зощенко.)

— Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать. («Золотые слова».)

— Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предполо­жения о содержании этого рассказа?

— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие произведе­ния его вы читали? (Высказывания детей.)

2. Рассказ учителя об авторе

Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридиче­ский факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).

Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефони­стом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером...

Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти при­звание», — говорил он. Его призванием стала литература. Первый рассказ Зощенко был напечатан в 1914 г. Он назывался «Тщеславие.» и повест­вовал о барышне, из тщеславия покупавшей французскую газету, хотя по-французски она не понимала.

Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достой­но пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти.

Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...

3. Словарная работа

— Прочитайте слова. Объясните их значение.

Прельщала — стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.

Соблазн — искушение, приманка, нечто влекущее.

Угореть — отравиться угаром; потерять соображение.

Развязно — излишне свободно и непринужденно в обращении с другими.

Абсурд — нелепость, бессмыслица.

Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, испытывать сожаление об этом.

4. Чтение рассказа учащимися

— Ваши впечатления от прочитанного?

V. Физкультминутка (По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выборочное чтение. Беседа

— От чьего имени ведется рассказ?

— Прочитайте те эпизоды, которые заставили вас улыбаться.

— Как изменилось поведение Лели и Миньки?

— Почему это произошло?

— Почему папа называл их поведение глупым?

2. Выразительное чтение по ролям (Работа в группах.)

— Приготовьте выразительное чтение любого отрывка по ро­лям. (Выступления детей.)

3. Беседа о смысле выражения «золотые слова»

— Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»?

— Как вы их поняли? (Золотой используется в переносном значении.)

— Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять ос­новную мысль произведения?

— В чем она заключается?

— Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым че­ловеком?

4. Тест

— Проверьте себя: внимательно ли вы читали?

1. Детей за ужином в особенности прельщали:

а) вкусная еда;

б) забавные истории;

в) общение со взрослыми.

2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:

а) всех рассмешить;

б) всех удивить;

в) ее не забыть.

3. Леля получила от мамы:

а) замечание;

б) шлепок;

в) недовольный взгляд.

4. После замечаний Леля:

а) обиделась;

б) раскаялась;

в) принялась за еду.

5. Леля прошептала поговорку:

а) добрый скорее сделает, чем сердитый;

б) брови нависли — злоба на мысли;

в) на сердитых воду возят.

6. Дети не садились вместе со взрослыми:

а) два месяца;

б) две недели;

в) целый месяц.

7. Отец запретил детям за столом:

а) разговаривать;

б) произносить хоть одно слово;

в) мешать взрослым разговаривать.

8. Дети за столом были заняты:

а) едой;

б) слушанием историй;

в) общением друг с другом.

9. Мальчик грел масло, потому что:

а) оно было стылое;

б) развлекался;

в) хотел пошутить над папиным начальником.

10. Папа не наказал детей, потому что:

а) пожалел их;

б) они поступили глупо;

в) были гости.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

- Дайте краткую характеристику главных героев рассказа.

— Что высмеивает автор в своем произведении?

Домашнее задание

Составить краткий пересказ текста.

Проверка учебных достижения