Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цель: Познакомить детей с понятием фольклор.

Задачи:

- Развивать внимание, воображение речь.

- Учить запоминать выражения из текста и использовать их при пересказе текста; составлять вопросу к тексту; распределять пословицы по тематике.

- Воспитание интереса к изучению устного народного творчества.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Методы: Словесный, объяснительно-иллюстративный.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на изучение новой темы на уроке.

Взаимопомощи на уроке.

II. Актуализация знаний

Детям предлагаю творческое задание.

- Найдите виды устного народного творчества. Лишнее вычеркните (раздаточный материал на карточках).

Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, литературные сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, загадки, дразнилки, песни, небылицы.

Совместная проверка

Выполняют творческое задание на карточках.

Работают в парах.

Вычеркивают лишний вид жанра литературы, который не относится к устному народному творчеству.

Анализируют, рассуждают

 

Проверяют.

III.Самоопределение к деятельности.

— Как вы — Ка — Как вы понимаете что

такое устное народное творчество?

Фольклор- устное народное творчества.

- Как вы думаете, что такое фольклор?

Фольклор появился давно, когда люди еще не умели

писать, а передавали из уст в уста песни, сказки, пословицы и поговорки.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

— Ка

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

IV. Работа по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Практическая работа.

Задание 1.

Стадия осмысления

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса предыдущих классов. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.

Верно ли что:

Пословица является народной мудростью. (+)

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)

Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)

Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)

В пословице есть ритм и рифма. (+)

Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)

Задание 2.

Отгадайте предложенные загадки.

Есть три брата родные:

Один ест-

Не наестся,

Другой пьет-

Не напьется,

Третий гуляет –

Не нагуляется.

(Огонь, земля, вода.)

- О каких явлениях говорится в загадке?

Шла баба к вечерне,

Рассыпала горох,

Не могла собрать

Ни пиром, ни миром,

Ни добрыми людьми.

Месяц видел,

Солнце взяло.

(Звезды, месяц и солнце.)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог,

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

Записывают название малого жанра фольклора на индивидуальных карточках.

Задание 3.

Отгадай жанр.

- К какому жанру относятся эти слова:

Медвежата,
Медвежата и ребята.

Все,
Все уснули до рассвета,

Лишь зеленая карета,

Лишь зеленая карета

Мчится, мчится в вышине,

В серебристой тишине.

Шесть коней разгоряченных

В шляпах алых и зеленых

Над землей несутся вскачь

На запятках черный грач

Не угнаться за каретой,

Ведь весна в карете этой,

(колыбельная песня.)

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке.:

Топ, топ, топ.

(Пестушка)

Солнышко-ведрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зеленую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

(Закличка)

Раз, два, тир, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

(считалка)

Где виден путь прямой, не езди по кривой.

(поговорка)

Выполняют творческое задание устно отвечая верно или не верно утверждение о пословице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют, проверяют.

 

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают как называется представленный жанр устного народного творчества.

VI. Подведение итогов

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

- Что такое устное народное творчество?

- Для чего необходим фольклор в жизни человека?

- Какое задание Вам наиболее понравилось?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Что нового Вы узнали на уроке?

Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание.

Подготовить вопросы к викторине на тему»Малые жанры фольклора»

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют.

Самооценивают.

Делятся выводами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Размещено

Проверка учебных достижения