Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить учащихся с творчеством художника-ил­люстратора И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие спо­собности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться срав­нивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать творчество художника-иллюстратора И. Билибина; нахо­дить отрывки к иллюстрациям; раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина.

Оборудование: репродукции И. Билибина по теме урока; песня композитора П. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога»; карточки с текстом речевой разминки.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

— Прочитайте жужжащим способом.

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

— Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы чита­ли, проводя речевую разминку? (Это стихотворение Алек­сандра Сергеевича Пушкина.)

Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним постав­лены оперы и балеты, написаны песни и романсы. Пушкин в музыке - это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдох­новляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.

- Послушайте песню композитора П. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога».

Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а также художников-иллюстраторов.

— Вспомните, для чего в книге помещаются иллюстрации.

— Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

1. Рассматривание иллюстраций

- Рассмотрите иллюстрации к сказке А.С. Пушкина. Опиши­те своими словами те, которые вам больше всего понрави­лись.

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

— Попробуйте дать определение слова «иллюстрация». (От­веты детей.)

2. Выразительное чтение отрывков

- Рассмотрите иллюстрации еще раз. Найдите и прочитайте отрывок к каждой из них.

(Дети находят отрывки и выразительно читают их.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся — (Повороты вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Наклоны вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

•   Где счастье плодится, там и зависть родится.

•   Завистливый злее волка голодного.

•   Зависть прежде нас родилась.

•   Где несчастье, там зависти нет.

- Определите тему прочитанных пословиц и поговорок. (За­висть.)

— Какую роль сыграла она в сказке?

— Зависть бывает черная и белая. Попробуйте объяснить эти выражения.

2. Работа над пересказом сказки

— Выполните задание из учебника. (Пересказ учащимися.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

Домашнее задание

Выполнить задания из учебника.

 

Проверка учебных достижения