Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели: познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова; фор­мировать умения определять басню как жанр литературы по ха­рактерным признакам, находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Ворона и Лисица»; карточки (текст речевой разминки, задания).

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение басни.

III. Речевая разминка

Осип орет, Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип. Архип осип.

— Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка.)

— Прочитаем орфографически (как пишем).

— Прочитаем орфоэпически (как произносим).

— Прочитайте медленно, затем с ускорением.

— Потренируйтесь в скорочтении.

— Что высмеивает народ этой скороговоркой?

Сегодня мы поработаем с еще одной басней И.А. Крыло­ва - «Ворона и Лисица». Разберем ее содержание и смысл, будем учиться читать выразительно.

IV. Работа по теме урока Чтение басни учителем

— Понравилась ли вам басня?

— Что было непонятно?

Лесть — лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец — льстивый человек.

Гнусный — внушающий отвращение, омерзительный.

Взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое.

Пленил - привлек внимание, привел в восторг.

Вещуньина - принадлежащая вещунье.

Зоб — у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

V. Физкультминутка

Солнце выглянуло рано,

Улыбнись, становись прямо,

Раз — хлопок и два — хлопок!

А теперь присядь, дружок!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа

— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду.)

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках лисица чаще изо­бражается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплоща­ет в себе образ глуповатого, невнимательного человека.)

Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша...)

— Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обраща­ется к Вороне.

— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Ли­сицы? (Читают отрывок.)

— Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

— Почему эта история случилась с Вороной?

— Как Лисице удалось достичь своей цели?

2. Выразительное чтение басни

— Поработайте в парах.

— Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью; с любовью; с нежностью; с состра­данием; с юмором; с восхищением?

— Приготовьтесь к выразительному чтению басни. (Дается время для подготовки.)

— Прочитайте выразительно, в лицах.

3. Инсценирование басни

— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить Ворону и Лиси­цу, читая басню.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— В чем сила басни?

— Что высмеивают, обличают басни Крылова?

— Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внима­ние, что в одних случаях художники изображают живот­ных, в других - людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказаниями.)

Домашнее задание

Выучить басню наизусть.

 

Проверка учебных достижения