Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать про­изведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; пони­мать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.

— О чем скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно пра­вильно говорить.)

Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важ­ные слова. (Расстановка логических ударений.)

— Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

— Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

III. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.)

— Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили.

IV. Введение в тему. Работа с репродукцией

— Рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи в учебнике.

Архип Иванович Куинджи (1841—1910) — живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.

— Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину. Что хотел показать нам художник? (Ответы детей.)

— Определите тему и цели урока.

V. Работа по теме урока

1. Чтение и обсуждение стихотворения «Утес»

Сегодня мы ознакомимся со стихотворением М.Ю. Лермон­това «Утес».

— Вспомните, что такое утес. (Утес — это высокая скала.) (Чтение стихотворения учителем.)

— Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало грустно, печально. Он стоит одиноко и плачет.)

Сравните два стихотворения Лермонтова — «На севере диком стоит одиноко...» и «Утес». Перечитайте их, чтобы выполнить это задание. (В этих стихотворениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыноси­мости одиночества.)

Прочитайте стихотворение «Утес» про себя.

— Какие два образа запомнились вам? (Образ легкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной золотой тучки. И угрю­мый, большой, неподвижный утес. Одинокий утес, мрачный. Старый утес.)

— Тучку поэт изображает как живую. Докажите. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)

— После посещения тучки как чувствовал себя утес? (Ему ста­ло хуже. Его тоска одиночества усилилась.)

Да, тучка не могла понять утеса: она стремительная, юная, ей неизвестны такие чувства, которые переживает утес.

— В чем же особенность стихотворения? (Стихотворение не­большое, но оно насыщено чувствами. В нем яркие картины, в нем звучит музыка.)

2. Выразительное чтение стихотворения

VI. Физкультминутка

Линейку на пол положу

И выпрямлюсь с ходу.

Потом достать ее могу

И выровняю позу.

Проделаю так много раз,

Чтоб отдохнуть от книжных фраз.

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение и обсуждение стихотворения «Осень»

— Прочитайте стихотворение «Осень». Какие строчки помог­ли вам представить осеннюю картину? (Дети зачитывают строки.)

— Каким вам представляется бор, где поникшие ели зелень

мрачную хранят?

— Почему поэт называет зелень мрачной? (Может быть, по­тому, что она уже немолодая, темная. А лиственные деревья стоят голые.)

— Как понимаете строчки?

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

(Листья падают, деревья оголяются, и кругом все видно. Поэто­му и хочется укрыться.)

2. Выразительное чтение

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— С какими стихотворениями ознакомились?

Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова.

 

Проверка учебных достижения