Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать про­изведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; готовить сообщение о писателе.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение басни наизусть.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

М. Лермонтов


Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердитель­ной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией).

— Прочитайте выразительно.

IV. Введение в тему. Актуализация знаний

Предварительная беседа

— Знаете, кто написал это стихотворение?

— Прочитайте, что здесь написано. (Лермонтов Михаил Юрь­евич.)


ВОТНОМРЕЛ ЛИАХИМ ЧИВЕЬРЮ


— Посмотрите на портрет писателя. Знаете ли вы его произ­ведения?

— Что вы о нем знаете? (Ответы детей.)

— Определите тему и цели урока.

V. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова

— Откройте учебник. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе? (Ответы детей.)

— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о писателе.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был удивительно музыкально одарен, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Стихотворение Лермонтова привлекло внимание композиторов. Среди них была Елизавета Сергеевна Шашина (1805-1903) - певица, занявшаяся сочинением музыки после потери голоса. Благодаря ей ро­манс «Выхожу один я на дорогу» стал популярным. В наши дни он звучит в исполнении знаменитых оперных и эстрадных певцов.

— Послушаем и мы этот романс. (Учитель включает запись).

VI. Физкультминутка

Поднимает руки класс — это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять,

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

VII. Работа по теме урока

1. Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове

(Текст из учебника читают хорошо читающие ученики)

2. Вопросы после чтения (Работа в парах)

— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы однокласс­никам.

— Проверьте себя: внимательно ли вы читали?

1) Как звали маленького Михаила Юрьевича? (Мишель)

2) Где он жил? (В селе Тарханы, недалеко от города Пензы)

3) Кто воспитывал будущего поэта и писателя? (Бабушка)

4) Что особенного было в речи маленького Мишеля? (Он ча­сто говорил в рифму)

5) Когда Россия открыла стихи великого поэта - молодого офицера Лермонтова? (В дни, когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина)

6) Как назывались эти стихи? («На смерть Поэта»)

7) Сколько лет прожил М.Ю. Лермонтов? (26)

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

— Что нового узнали о Лермонтове?

Домашнее задание

Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове.

 

Проверка учебных достижения