Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Аку­ла»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение

к прочитанному; определять средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Тайна

Я тебе открою тайну,

Никому не говори...

Если рано ты проснешься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдешь направо,

А потом чуть-чуть левей,

Обогнешь большой колодец,

Обойдешь засохший пруд...

Там, у старой водокачки,

Под забором две собачки

Громко косточку грызут!

И. Пивоварова

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте медленно, затем с ускорением.

— Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.

— Прочитайте быстро, скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

— О какой тайне говорит автор стихотворения? (Под забором две собачки / Громко косточку грызут!)

— А какая тайна была у маленького Левушки с его братьями? Какие сообщения вы подготовили? Расскажите. (Пересказ текста детьми.)

IV. Введение в тему

1. Актуализация знаний

— Ребята, вспомните, какие произведения Толстого мы чи­тали с вами во 2 классе? («Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Ученый сын», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Осел и Лошадь», «Котенок», «Филиппок». Мы читали его рассказы и басни.)

2. Переход к новому материалу

— Сегодня ознакомимся с еще одним рассказом Л.Н. Толсто­го — «Акула». Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предпо­ложения детей.)

— Проверим ваши предположения.

V. Работа по теме урока

(Учитель начинает читать до слов «Акула плыла прямо на мальчиков...». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)

— Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.) (Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.

— Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)

— Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, от­чаяние, радость...)

VI. Физкультминутка

Как живешь? Вот так! (Дети встают, показывают большой палец.)

Как идешь? Вот так! (Шаги на месте.)

Как бежишь? Вот так! (Бег на месте.)

Как летишь? Вот так! (Взмахи кистями.)

Как плывешь? Вот так! (Взмахи руками.)

Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами.)

Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты.)

VII. Продолжение работы по теме урока Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

— Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)

— Что значат эти слова? (Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.)

— Когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние. (Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх. «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)

Прочитайте, что было дальше.

— Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, ста­рый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его ско­вал страх за детей, за сына.)

Когда он стал действовать? (Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как буд­то разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.)

Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)

— Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)

Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)

Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)

— Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итогов урока

— С каким рассказом ознакомились?

— Как его можно было назвать по-другому?

Домашнее задание

 

Проверка учебных достижения