Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: портрет и выставка книг А. Блока; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Конкурс чтецов стихов С. Черного.

III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта

1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока

— Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам по­читаю.

Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит, —

Верно, устал от работы:

Завтра ему предстоит

Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его из-нестный поэт Александр Александрович Блок.

2. Рассказ учителя об авторе

Александр Блок (1880—1921) первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором — помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сбор­никами. Писал он и пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.

IV. Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо.

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо! И еще

Через левое плечо!

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 50. Рассмотрите портрет поэта. Про­читайте, как его зовут.

— Прочитайте название стихотворения. («Ветхая избушка».)

— Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»?

Ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый.

— Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)

(Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.)

— Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит: Весел ребя­тишкам/Быстрых санок бег... / Бегают, смеются, /Лепят снежный дом, / Звонко раздаются / Голоса кругом...)

Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

Домашнее задание

Прочитать стихотворение выразительно, выучить его на­изусть.

Проверка учебных достижения