Цели: продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В. И. Белова; магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• Всякой матери свое дитя мило.
• Материнское сердце не знает покоя.
• Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
III. Проверка домашнего задания
- Перескажите текст от имени Мальки. (Рассказы учеников.)
IV. Работа по теме урока
- Прочитайте слова, разделяя их на слоги.
е-жед-нев-но
о-бя-зан-ность
не про-бе-решь-ся
Пле-со — (плес) — широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки или большого водоема.
Дол-го-вя-зы-е - длинноногие.
На-пе-ре-рез.
Лег-ка на по-ми-не — так говорят о том, о ком подумали или поговорили, а он появился.
V. Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые:
— Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
VI. Продолжение работы по теме урока
(Чтение текста учителем и беседа после чтения по вопросам после текста в учебнике.)
- Как можно озаглавить текст по-другому?
- Прочитайте рассказ выразительно, стараясь передать голосом чувства героев.
- В начале урока мы читали пословицы и поговорки о маме. Какие из них можно отнести к содержанию рассказа?
VII. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
- Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?
- Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили?
Домашнее задание
Придумать свою историю про Мальку. Записать в рабочей тетради, какой вы представляете себе Мальку.