Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В. Бианки; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Грош — старинная русская монета достоинством 2 копейки.
— Прочитайте скороговорку медленно (еще: разделяя слова на слоги, грустно, весело, с удивлением, с восхищением, громко, тихо, очень быстро).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Невелика мышка, да зубок остер.
• Сытая мышь и муки не ест.
— Ребята, а что вы знаете о мышах? (Рассказы учащихся.)
— Расшифруйте имя писателя. Вспомните, что вы о нем знаете.
йлаИВТи воитеВАЛннич икБАнИ
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. {«Мышонок Пик».)
— Кто автор этого произведения? (Виталий Бианки.)
— Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чем он? (Предположения детей.)
Виталий Валентинович Бианки (1894— 1959) родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея м Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под ее руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки».
Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.
Если вы еще не знакомы с Муравьишкой, который спешил домой, маленьким мышонком Пиком и другими героями Виталия Бианки — откройте книгу, познакомьтесь!
V. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
VI. Работа по теме урока
1. Беседа
— Прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели».)
— Кто герой произведения? Как автор относится к нему? (Герой произведения мышонок. Наверное, автор его любит, относится к нему с симпатией. Он называет его ласково.)
— Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели. (Предположения детей.)
2. Чтение рассказа учителем
(Чтение первой главы. После чтения учитель выдерживает паузу.)
— Прочитайте название второй главы. (Глава называется «Кораблекрушение».)
- Не стало ли вам страшно за мышонка? Подумайте, что может с ним случиться. (Предположения детей.)
(Чтение второй главы.)
- Что вы испытали во время чтения этой главы? (Было очень страшно за мышонка и жалко его. Мы очень переживали.)
(Чтение рассказа до конца.)
- Понравился ли вам рассказ? Захотелось узнать, что будет дальше? Возьмите эту книгу в библиотеке и прочитайте.
VII. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
- Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением?
Домашнее задание
Прочитать весь рассказ.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Где поставить запятую?
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
— Вот что значит
Запятая!
Б. Заходер
- Все ли понятно и правильно в стихотворении?
- Так где же надо поставить запятые? (Ученики говорят, а учитель переставляет запятые.)
- Прочитаем шепотом (еще: громко, с ускорением, начиная быстро, затем замедляя темп, выразительно, скороговоркой).
III. Работа по теме урока
- Расскажите, как мышонок стал мореплавателем. (Примерный ответ. Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. Он пошел в кусты, рубнул сучок, а оттуда выскочила целая куча мышей. Один мышонок забрался под корень. Мальчик перерубил ножиком корень и вытащил крошечного мышонка. Он хотел его убить, бросить в речку. Но сестра взмолилась и уговорила посадить мышонка в кораблик и пустить его по реке.)
- Что вы думаете об этих ребятах?
- Как бы вы поступили на их месте? (Высказывания детей.)
- Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А вы как считаете? (Да, они отправили его на верную погибель, прекрасно осознавая это.)
- Расскажите о приключениях мышонка. Что вы запомнили?
IV. Физкультминутка
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот — левей, левей!
V. Продолжение работы по теме урока
I. Выборочное чтение
- Перечитайте эпизоды, которые заставили вас поволноваться за мореплавателя.
(Дети зачитывают отрывки.)
- Почему маленький пассажир мог считать себя счастливым, когда ему удалось спастись?
- Перечитайте главу «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка».
— Представьте, что могло произойти на лугу. Как Пику помогла его шерстка-невидимка?
— Прочитайте, как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника».
— Почему автор назвал так птицу? Встречали ли вы такое название раньше?
2. Работа над текстом по заданиям учителя
— Чему научился Пик во время своего путешествия?
— Подумайте, что писатель мог наблюдать в жизни, а что придумал, когда сочинял историю про мышонка Пика.
— Прочитайте и запишите в рабочую тетрадь только названия глав из сказки Бианки. Что у вас получилось? {Получился план рассказа.)
— Попробуйте рассказать так, как будто вы были в этом путешествии вместе с мышонком Пиком. (Рассказы детей.)
— Проверьте, внимательно ли вычитали. Выполните тест.
1. Мышонок был:
а) серый;
б) желтый;
в) рыжий.
2. Брат хотел убить мышонка за то, что:
а) мыши кусаются;
б) разносят болезни;
в) воруют хлеб.
3. Кораблик был:
а) сосновый;
б) еловый;
в) дубовый.
4. Первыми заметили Пика на кораблике:
а) чайки;
б) вороны;
в) коршуны.
5. Мышонок не утонул, потому что:
а) поплыл;
б) его спасли;
в) ухватился зубами за кораблик.
6. Лягушонка съела:
а) птица;
б) змея;
в) другой зверек.
7. Находить себе пищу Пик научился:
а) через день;
б) через два дня;
в) в первую ночь на берегу.
8. По тоненьким веточкам лазать помогали мышонку:
а) хвост; б)лапки; в) зубки.
9. Певчая птичка, которая охотилась на мышонка, — это:
а)соловей;
б) дрозд;
в) жулан.
3. Работа над пословицами и поговорками
• Невелика мышка, да зубок остер.
• Сытая мышь и муки не ест.
— Прочитайте пословицы. Можно ли их соотнести с нашей сказкой?
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?
— Как вы думаете, чем закончилось путешествие мышонка?
Домашнее задание
Найти эту сказку и прочитать ее окончание.