Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Би­анки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; при­вивать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере­сказывать произведение на основе плана; придумывать свои рас­сказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет В. Бианки; магнитная азбука, рабочие тетради.

 

Ход урока 1

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Грош — старинная русская монета достоинством 2 копейки.

— Прочитайте скороговорку медленно (еще: разделяя слова на слоги, грустно, весело, с удивлением, с восхищением, громко, тихо, очень быстро).

III. Актуализация знаний. Введение в тему

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

•   Невелика мышка, да зубок остер.

•   Сытая мышь и муки не ест.

— Ребята, а что вы знаете о мышах? (Рассказы учащихся.)

— Расшифруйте имя писателя. Вспомните, что вы о нем знаете.

йлаИВТи воитеВАЛннич икБАнИ

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. {«Мышонок Пик».)

— Кто автор этого произведения? (Виталий Бианки.)

Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чем он? (Предположения детей.)

Виталий Валентинович Бианки (1894— 1959) родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея м Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с расте­ниями, что под ее руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки».

Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.

Если вы еще не знакомы с Муравьишкой, который спешил домой, маленьким мышонком Пиком и другими героями Виталия Бианки — от­кройте книгу, познакомьтесь!

V. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

VI. Работа по теме урока

1. Беседа

— Прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели».)

— Кто герой произведения? Как автор относится к нему? (Герой произведения мышонок. Наверное, автор его любит, относится к нему с симпатией. Он называет его ласково.)

— Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели. (Предположения детей.)

2. Чтение рассказа учителем

(Чтение первой главы. После чтения учитель выдерживает паузу.)

Прочитайте название второй главы. (Глава называется «Ко­раблекрушение».)

- Не стало ли вам страшно за мышонка? Подумайте, что мо­жет с ним случиться. (Предположения детей.)

(Чтение второй главы.)

- Что вы испытали во время чтения этой главы? (Было очень страшно за мышонка и жалко его. Мы очень переживали.)

(Чтение рассказа до конца.)

- Понравился ли вам рассказ? Захотелось узнать, что будет дальше? Возьмите эту книгу в библиотеке и прочитайте.

VII. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

- Что автор хотел сказать или показать нам этим произведе­нием?

Домашнее задание

Прочитать весь рассказ.

 

Ход урока 2

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение.

Где поставить запятую?

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

— Вот что значит

Запятая!

Б. Заходер

- Все ли понятно и правильно в стихотворении?

- Так где же надо поставить запятые? (Ученики говорят, а учитель переставляет запятые.)

- Прочитаем шепотом (еще: громко, с ускорением, начиная быстро, затем замедляя темп, выразительно, скороговоркой).

III. Работа по теме урока

- Расскажите, как мышонок стал мореплавателем. (Пример­ный ответ. Ребята пускали по реке кораблики. Брат выре­зал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. На са­мый большой кораблик понадобилась длинная мачта. Он пошел в кусты, рубнул сучок, а оттуда выскочила целая куча мышей. Один мышонок забрался под корень. Мальчик пе­рерубил ножиком корень и вытащил крошечного мышонка. Он хотел его убить, бросить в речку. Но сестра взмолилась и уговорила посадить мышонка в кораблик и пустить его по реке.)

- Что вы думаете об этих ребятах?

- Как бы вы поступили на их месте? (Высказывания детей.)

- Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шут­ку. А вы как считаете? (Да, они отправили его на верную по­гибель, прекрасно осознавая это.)

- Расскажите о приключениях мышонка. Что вы запомнили?

IV. Физкультминутка

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот — левей, левей!

V. Продолжение работы по теме урока

I. Выборочное чтение

- Перечитайте эпизоды, которые заставили вас поволновать­ся за мореплавателя.

(Дети зачитывают отрывки.)

- Почему маленький пассажир мог считать себя счастливым, когда ему удалось спастись?

- Перечитайте главу «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка».

— Представьте, что могло произойти на лугу. Как Пику по­могла его шерстка-невидимка?

— Прочитайте, как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника».

— Почему автор назвал так птицу? Встречали ли вы такое на­звание раньше?

2. Работа над текстом по заданиям учителя

— Чему научился Пик во время своего путешествия?

— Подумайте, что писатель мог наблюдать в жизни, а что при­думал, когда сочинял историю про мышонка Пика.

— Прочитайте и запишите в рабочую тетрадь только названия глав из сказки Бианки. Что у вас получилось? {Получился план рассказа.)

— Попробуйте рассказать так, как будто вы были в этом путе­шествии вместе с мышонком Пиком. (Рассказы детей.)

— Проверьте, внимательно ли вычитали. Выполните тест.

1. Мышонок был:

а) серый;

б) желтый;

в) рыжий.

2. Брат хотел убить мышонка за то, что:

а) мыши кусаются;

б) разносят болезни;

в) воруют хлеб.

3. Кораблик был:

а) сосновый;

б) еловый;

в) дубовый.

4. Первыми заметили Пика на кораблике:

а) чайки;

б) вороны;

в) коршуны.

5. Мышонок не утонул, потому что:

а) поплыл;

б) его спасли;

в) ухватился зубами за кораблик.

6. Лягушонка съела:

а) птица;

б) змея;

в) другой зверек.

7. Находить себе пищу Пик научился:

а) через день;

б) через два дня;

в) в первую ночь на берегу.

8. По тоненьким веточкам лазать помогали мышонку:

а) хвост; б)лапки; в) зубки.

9. Певчая птичка, которая охотилась на мышонка, — это:

а)соловей;

б) дрозд;

в) жулан.

3. Работа над пословицами и поговорками

•   Невелика мышка, да зубок остер.

•   Сытая мышь и муки не ест.

— Прочитайте пословицы. Можно ли их соотнести с нашей сказкой?

VI. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

— Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

— Как вы думаете, чем закончилось путешествие мышонка?

Домашнее задание

Найти эту сказку и прочитать ее окончание.

Проверка учебных достижения