Русский язык

Математика

Окружающий мир

 

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки вы­разительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.          

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер, рассказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.                  

Оборудование: выставка книг и поврет В.К. Драгунского; магнитная азбука.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте и отгадайте загадки.

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

— Прочитайте шепотом (еще: громко, скороговоркой, выра­зительно).

III. Актуализация знаний. Введение в тему

1. Беседа о светлячках

— Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о свет­лячках? Что вы знаете о них?

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда не­сколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.

Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк — жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соеди­няясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.

Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь из­редка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и осве­щают ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонари­ками.

2. Рассказ учителя об авторе

— Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и све­тится...»? (Рассказы детей.)

Виктор Юзефович Драгунский (1913—1972) писал фельетоны, паро­дии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо -громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Дра­гунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Денис­ка Кораблев так и остался мальчишкой.

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Работа по теме урока

1. Чтение рассказа учителем и учащимися

2. Беседа после чтения

- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который си­дел во дворе и ждал маму. {Было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик cuдел один во дворе, потому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть!)

- Расскажите, почему мальчик поменял игрушечный само­свал на светлячка.

- Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли до­рогой самосвал на светлячка?

3. Чтение в лицах

- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков

- Прочитайте конец рассказа, разговор мамы и Дениски. По­пробуйте передать чувства мальчика при чтении.

VI. Проверка домашнего задание

- Перескажите текст «Капалуха» от имени глухарки.

VII. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

- Чему научили нас авторы этих произведений? На что обра­тили наше внимание?

- Что вам нравится в природе больше всего? Что вы любите?

Домашнее задание

Повторить произведения этого раздела. Принести справоч­ники, энциклопедии о животных.

Проверка учебных достижения