Цели: обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенному; сравнить текст-рассуждение и текст-описание; расширить знания детей о круговороте воды в природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте; сравнивать текст-рассуждение и текст-описание.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слайды с изображением картин природы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы способом «птичий базар».
• Добра себе желаешь — делай добро.
• Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.
— Прочитайте хором. Объясните их смысл.
III. Проверка домашнего задания
— Как понимаете значение слова «трагедия»?
Трагедия - 1) драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную и общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя; 2) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.
— Перескажите рассказ «Лев и собачка».
(Дети пересказывают, показывают свои иллюстрации.)
— Кто нашел значение слова «доброта»?
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
— А что же такое красота? (Дети пытаются объяснить.) Красота - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение рассказа «Какая бывает роса на траве»
— Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.
(Самостоятельное чтение учащимися.)
2. Работа после чтения
— Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? Алмазы - прозрачные драгоценные камни.
Бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
— Прочитаем текст еще раз по цепочке. Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек. (Повторное чтение текста.)
— Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнет.)
— Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рассказ можно назвать описанием.)
— Подумайте, с какой целью Толстой написал его. (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиденного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.)
V. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише... (Приседают.)
Деревцо все выше, выше!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?»
(Ребята читают самостоятельно.)
2. Работа над содержанием текста
— Попробуйте рассказать о причинах дождя. Какой получился текст — описание или рассуждение? (Тип текста —рассуждение.)
Да, это рассуждение. Этот тип текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
— Как называется явление, о котором пишет Л.Н. Толстой? (Это круговорот воды в природе.)
3. Сочинение рассказов учащимися
— Придумайте свой рассказ с описанием или с рассуждением. (Дается время на составление рассказа.)
— Чей рассказ вам больше всего понравился?
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чем же рассказы, прочитанные вами сегодня, отличаются от ранее прочитанных?
— Какой из рассказов Л.Н. Толстого произвел на вас самое сильное впечатление?
Домашнее задание
Повторить произведения, которые прочитали в разделе «Великие русские писатели».