Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, с его стихотворениями «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Н.А. Некрасова, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
В. Голяховский
— Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха и Шуршонок.)
— Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)
— Какой звук нужно для этого выделить? (Звук [ш].) (Чтение стихотворения медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Введение в тему Беседа о стихотворении В. Голяховского
— О каком времени года говорится в этом стихотворении? {В нем говорится об осени.)
— А вы любите осень? Чем она вам нравится? (Ответы детей. Уточнить, какой период осени они любят.)
— Какие стихи об осени вы помните наизусть?
— Расшифруйте, что здесь написано.
ЙАЛОКИН ЧИВЕЕСКЕЛА ВОСАРКЕН {Николай Алексеевич Некрасов.)
— Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока
1. Стихотворение «Славная осень!..». Чтение и беседа
Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому времени года.
(Учитель читает наизусть стихотворение «Славная осень!..» Н.А. Некрасова.)
— Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение?
(Ученики говорят о своем настроении.)
— Перечитайте стихотворение. Найдите в нем сравнения. (Дети читают стихотворение самостоятельно, дается время на поиск сравнений.)
— Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень? (Лед поэт сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат, как ковер.)
— Как автор называет осень, с какой интонацией? {Он называет ее славной, с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это слово дважды.)
— Прочитайте стихотворение еще раз, приготовьтесь читать выразительно.
2. Выразительное чтение стихотворения
V. Физкультминутка
Зимняя зарядка
А сегодня у зимы новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем.
Справа — хлоп, слева — хлоп.
— Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
— Здравствуй, зима!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Рассказ о жизни и творчестве Н.А. Некрасова
— Посмотрите на портрет писателя, который подарил нам это замечательное стихотворение. Прочитайте еще раз, как его зовут. (Николай Алексеевич Некрасов.)
— Послушайте рассказ о жизни этого человека.
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) был поэтом глубоко национальным.
В его поэзии живет все богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями, их поют доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным — одна из главных в поэзии Некрасова. Поэт, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином — борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — писал он.
2. Чтение стихотворения «Не ветер бушует над бором...»
— Сейчас мы познакомимся с другим его стихотворением. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 169. Как вы думаете, о чем это стихотворение? На какую оно тему? (Я думаю, что это стихотворение о зиме.)
(Чтение стихотворения учителем.)
3. Работа после чтения
— Понравилось ли вам стихотворение? (Высказывания детей.)
— Что-нибудь оно вам напоминает? (Да, это стихотворение похоже на сказку про Мороза.)
— Найдите сходство со сказкой. (Мороз здесь показан как живой — «идет — по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поет хвастливую песню.)
— Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз-богатырь с косматой бородой.)
— Представьте себе такую картину: деревья убираются инеем, снегом, ветки их свешиваются и напоминают косматую бороду, в которой блестят, переливаются на солнце снежинки.
— Найдите значение слова «палица».
Палица — старинное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом.
- Прочитайте, как покоряется Морозу природа. (Примерный ответ. Морозу подчиняется все — «метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Это его воины, он кажется нам всемогущим владыкой. Он все может: «Пойду на моря-окияны, построю дворцы изо льда», «задумаю — реки большие надолго упрячу под гнет», «построю мосты ледяные, каких не построит народ».)
— Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках? (Примерный ответ. В сказке Мороз добрый и справедливый, может пожалеть, может наказать. Он сильный и богатый. А в стихотворении у Н. Некрасова он всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода.)
— Прочтите выразительно хвастливую песенку Мороза так, чтобы ваши друзья ощутили его силу и власть.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
— Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление? Чем?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Не ветер бушует над бором...» наизусть.