Цель: совершенствовать умение читать вслух, молча, навык жужжащего чтения и навык чтения по ролям; совершенствовать» умение эмоционально реагировать на прочитанное; содействовать развитию речи, творческих способностей и внимания, формированию умений коллективной деятельности; воспитывать уважительное и бережное отношение к своей семье и маме.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, сердечки для рефлексии.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Учащиеся пересказывают рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?»
Речевая разминка
Дом мод.
Олесе весело!
Бел хлеб.
Вижу — жив!
Что удивительного в этих словах? (Это слова-перевертыши.)
Вступительное слово учителя
Сегодня мы побываем в волшебном мире книг и познакомимся с самым главным волшебником этой страны — Николаем Николаевичем Носовым.Он был волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов детей всей планеты: его книги переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем странам и континентам.
Волшебники бывают разные: и добрые, и злые. Николай Носов был не просто добрым волшебником, а, можно сказать, добрейшим. Да, и еще веселым! Писатель создал очень много рассказов, сказок. Герои произведений непоседливы, нелогичны, порой очень наивны, но в делом ребята искренние, добрые, и ошибаются честно, и хитрят бесхитростно.
Работа с текстом рассказа Н. Носова «Леденец»
Чтение рассказа учителем.
Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
Какое это произведение: веселое или грустное? Почему?
Чтение текста учащимися («жужжащее» чтение).
Обсуждение прочитанного.
О чем просила мама сына, уходя из дома?
Как Миша нашел леденец?
Почему разбилась сахарница?
Что сделал Миша?
Можно ли простить Мише его поступок?
Что бы вы посоветовали главному герою?
Простила ли мама Мишеньку? Почему?
Какова главная мысль произведения? (Мальчик должен не только извиниться перед мамой за свои проделки, но и сделать вывод, вынести урок из этой истории.)
Выборочное чтение.
Прочитайте, как вел себя Миша, когда ушла мама?
Какой был леденец?
Как разбилась сахарница?
Почему мальчик съел леденец? Как он ответил маме?
Выразительное чтение:
а) прочитать рассказ, стараясь передать настроение мамы, мальчика.
б) чтение по ролям.
Работа в группах
Задание для 1 группы
Прочитайте стихотворение Д. Герасимова "Мамы" и ответьте на вопросы:
Какое это стихотворение: грустное или веселое? Докажите.
Что в этом стихотворении перепутано? Почему?
Задание для 2 группы
Каждому учащемуся дается задание нарисовать портрет своей мамы.
Задание для 3 группы
Составьте поздравление с днем рождения для мамы.
Задание для 4 группы
Придумайте продолжение рассказа Н. Носова «Леденец».
Проверка выполненных заданий
Подведение итогов урока
За что вы благодарны своим родителям?
Как бы вы хотели отблагодарить их?
Рефлексия
Каждый ученик получает сердечко, на котором пишет слова благодарности родителям за любовь, понимание, помощь, заботу и т. д.
Домашнее задание
Вручить родителям сердечки со словами благодарности.
Перечитать рассказ Н. Носова «Леденец».