Созвездие отличников

Гимназисты

Школярик

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Мудрый гном

 

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению классической литературы и произведениям изобразительного искусства;

эмоционально реагировать на прочитанное лирическое произведение.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять цели учебной деятельности под руководством учителя;

планировать выполнение учебных действий в соответ­ствии с поставленной задачей;

контролировать и оценивать учебные действия в соот­ветствии с поставленной задачей;

овладевать навыком смыслового чтения лирических произведений;

учиться сравнивать произведения;

работать в паре, уметь договариваться друг с другом. Предметные результаты:

находить слова в тексте, позволяющие видеть картины природы;

сравнивать произведения литературы и живописи.

Ход урока

Постановка учебной задачи

Рассмотрите внимательно страницы учебника. С ка­кими произведениями нам предстоит познакомиться на этом уроке? О чём эти произведения?

Можно ли сказать, что эти произведения о зиме?

Можно ли сказать, что репродукция картины И. Гра­баря иллюстрирует стихотворение И. Сурикова?

 

Начнём работу в классе над стихотворением с под­бора слов-ассоциаций к слову зима.

Прочитайте, как называется произведение, с кото­рым нам сегодня предстоит знакомство. Какие слова-ас­социации можно соотнести со словом зима? (Дети назы­вают слова-ассоциации к слову зима: снег, зимний ковёр, мороз, пурга, ночь, весело, грустно, всё засыпает.)

Разделите эти слова на группы. Какие группы полу­чились?

С каким цветом можно соотнести слова первой группы (тёмный, чёрный, коричневый), второй группы (белый, светло-голубой, переливающийся)?

Какие слова можно добавить в первую группу (мо­роз, пурга, грустно, ночь); во вторую группу (снег, зим­ний ковёр, весело)? Какое настроение создают слова пер­вой и второй групп?

Какой цвет подходит к стихотворению И. Сурикова?

Методический комментарий

Возможно выбрать и другой путь подготовки к воспри­ятию стихотворения. Для этого можно предложить детям прослушать музыкальный фрагмент произведения П. Чай­ковского «На тройке» («Времена года») и задать вопросы:

Понравилось ли вам произведение?

Какие чувства вы испытывали?

Прочитаем стихотворение и поразмышляем, можно ли стихотворение прочитать под эту музыку П.Чайков­ского.

Одинаковые ли чувства хотели выразить поэт и композитор?

Основная часть урока

Чтение стихотворения учителем.

Понравилось ли стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

Какие слова вам запомнились? Какие слова пора­зили вас? Какая картина вам представилась?

Какие картины вы видите, читая стихотворение? Ка­кие чувства испытываете?

Дети самостоятельно читают стихотворение, анали­зируют и уточняют, как его следует читать. После зна­комства с произведением продолжаем беседу по прочитан­ному:

Как вы думаете, эти строки являются описанием зимней картины города или села? (Это картина наступле­ния зимы в сельской местности. Мы видим поля и леса, покрытые снегом.)

Проведём исследовательскую работу в парах.

Какое настроение создаёт прочитанное произведение? С помощью какого цвета можно передать это настроение?

Найдите в тексте слова, которые передают радость. Найдите слова, которые передают печаль, грусть.

Методический комментарий

Сравнивая музыкальное произведение П. Чайковского и стихотворение И. Сурикова, нужно ответить на вопрос: подходит ли музыка к этому стихотворению? (После пере­читывания понимаем, что стихотворение несёт умиротво­рение, покой.) Можно ли прочитать стихотворение под музыку? Есть ли в тексте такой же задор, радость, как и в музыкальном произведении?

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

Чтение 1-й строфы.

Какую картину мы наблюдаем? Какие слова помо­гают её увидеть? Подберите слова, близкие к слову пу­шистый. Подберите слова, близкие к слову кружится. Можно ли так сказать о снеге? В чём необычность этой картины? Какие чувства мы испытываем?

Чтение 2-й строфы.

Изменилось ли что-нибудь в природе? Что объеди­няет первую и вторую строфы? (Та же удивительная кар­тина зимнего дня. Всё как в сказке.) Какие слова помо­гают увидеть эту сказку?

Чтение 3-й строфы.

Изменилось ли что-нибудь в природе? Что объеди­няет первую, вторую, третью строфы? (Та же удивитель­ная картина зимнего дня. Всё как в сказке.) Какие сло­ва помогают увидеть эту сказку? Какой необычный знак препинания вы заметили? (Многоточие в третьей строфе.) Почему строфа заканчивается многоточием? (Многоточие означает длительную паузу. Всё замерло. Всё уснуло. Зи­ма принесла отдых, покой.) Учитель читает стихотворение с разной интонацией, ученики слушают и думают, какой вариант прочтения в большей степени соответствует вы­бранному цвету (выбранной мелодии).

Чтение 4-й строфы.

Что изменилось в четвёртой строфе? Можно ли ска­зать, что в четвёртой строфе появляется автор стихотво­рения? Рад ли он приходу зимы?

Проводится исследовательская работа в парах. Пред­лагаем прочитать стихотворение повторно и определить, какие слова создают это ощущение покоя. (Тихо, ложит­ся, заснул, крепко, непробудно.)

Далее учащиеся пробуют прочитать стихотворение выразительно.

Какое название более точно отражает содержание этого стихотворения: «Зима», «Наступление зимы»? Найдите подтверждение этому в самом тексте стихотво­рения.

Знакомство с произведением И. Грабаря. Сравнение его со стихотворением И. Сурикова «Зима».

Что мы видим на картине? (Берёзки, маленькие ёлочки, зимний лес.)

Подберите слова, которые смогут описать берёзки на полотне художника. Можно ли сказать, что они «на­хлобучили зимние шапки», «накинули лёгкие серебри­стые шали»?

А ёлочки изображены так же, как берёзки? Мож­но ли сказать, что они «нахлобучили зимние шапки» ? а «укутались в зимние шубки»?

Физкультминутка Подведение итогов урока

Закончите фразу: «Зима в произведениях живописи и литературы представлена...».

(Одинаково, по-разному.) И. Суриков описывает лишь на­ступление зимы. В произведении И. Грабаря представлена картина наступившей зимы.

Можно ли картине И. Грабаря дать такое же назва­ние, как и стихотворению И. Сурикова? Что объединяет картины зимней природы у художника и поэта? (Состоя­ние покоя.)

Оцените свою работу на уроке:

Я могу назвать слова в лирическом произведении, ко­торые помогают представить картины зимней природы.

Я могу выразительно прочитать стихотворение.

Я могу в произведении живописи найти те фрагменты, которые будут иллюстрировать стихотворение.

Я могу назвать картину.

Я могу сравнить произведения литературы и живописи.

Рекомендации по работе в семье

Найти в домашней библиотеке книгу со стихами о зиме.

Прочитать одно из стихотворений.

Рассказать наизусть одно из понравившихся стихо­творений.

Рассказать взрослым, какое произведение было про­читано в классе и кто его автор.

Нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду произведения.

Грамотеи

Школьный ориентир

Знаев